В работе рассматривается роль старейшего транспортного и инженерно-строительного вуза России в подготовке кадров высшей квалификации, отлично подготовленных управленцев для транспортной сферы. На первом этапе своего развития (1809-1865) Институт Корпуса инженеров путей сообщения являлся военно-учебным заведением, благодаря интенсивной работе которого удалось укомплектовать Корпус инженеров путей сообщения, военную структуру, обеспечившую значительное развитие транспортной инфраструктуры России. На втором этапе (1865-1917) Петербургский институт инженеров путей сообщения обеспечивал управленческими кадрами как государственные, так и частные железные дороги. Инженеры путей сообщения, обладая разнообразными компетенциями, главное внимание сосредоточили на строительстве железных дорог и рациональной организации процесса их эксплуатации. В рамках третьего, советского (1917-1991 гг.) институт, с 1930 г. называвшийся Ленинградским институтом инженеров железнодорожного транспорта, в немалой степени обеспечивал высокую эффективность работы советского железнодорожного транспорта как в мирных условиях, так и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что было отмечено высокой наградой того времени – Орденом Ленина. И на современном, четвертом этапе (1992-2022 гг.) факультет управления и логистики по праву считается кузницей управленческой элиты.
транспортная отрасль, железные дороги, инженеры путей сообщения, транспортная интеллигенция, управленческая элита, транспортное образование
1. Выпускники ПГУПС на службе России. Учебное пособие. Спб.: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. 72 с.
2. Киселев И.П., Панычев А.Ю., Фортунатов В.В. Общеполезное для России учреждение: 100 фактов из истории Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное. Спб.: ПГУПС, 2019. 288 с.
3. Киселев И.П., Панычев А.Ю., Фортунатов В.В. Магистралью Победы. Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов: учебное пособие. – СПб: ПГУПС, 2020. – 160 с.
4. Киселев И.П., Панычев А.Ю., Фортунатов В.В. Инженерное наследие Бетанкура в России. СПб., 2021. 190 с.