Russian Federation
The author outlines the process of developing general-purpose educational skills while solving problems, related to operation with the elements of interpenetrating figures. The paper could be useful in working with advanced fourth-grade pupils, especially for the purpose of their individual homework, as well as for organizing after-school activities.
general-purpose educational skills, interpenetrating figures, partitioning problem, cube, square, pictorial image
Как показывает практика обучения, слабый уровень развития универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе приводит к острым проблемам обучения, например: низкой учебно-познавательной мотивации учащихся, затруднениям в произвольной регуляции учебной и внеучебной деятельности, сложности адаптации к школе и т.д.
В связи с этим одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения является создание условий для формирования у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных универсальных учебных действий [2].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Как известно, развитие совершается по спирали, овладение УУД позволяет учащимся успешно самостоятельно осваивать новые знания, приобретать компетентности, формирует умение учиться, т.е. поднимает их на более высокий уровень.
КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В основе концепции универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход, введенный российскими психологами во главе с А.Г. Асмоловым, который является попыткой объединения системного (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Системно-деятельностный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Личностные УУД. Комплекс личностных универсальных учебных действий составляют: мотивирование; формирование положительного отношения к учению; способность к самооценке и т.д.
1. Stolyar A.A. Pedagogika matematiki. — Minsk: Vysshaya shkola, 1986.
2. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010 g.).
3. Yakimanskaya I.S. Urovni analiza, sinteza i abstraktsii pri chtenii chertezha u uchashchikhsya IV–VIII klassov. Voprosy psikhologii. — 1959. — № 1. — S. 114-126.
4. Visitaeva M.B. Elements intèrpènètrants des figures gèomètrigues (Vzaimopronikayushchie elementy geometricheskikh figur): Actes du Collogue International, Franze, Saint-Sorlin d’Arves, 2008. Problèmes, exercices et jeux créatifs. — Editions du JIPTO, 2008. — P. 78–81.