ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрен процесс формирования универсальных учебных действий при решении задач, связанных с оперированием элементами взаимопроникающих фигур. Материал может быть использован при работе с сильными учащимися четвертых классов, в том числе и в их индивидуальной домашней работе, а также во внеурочной учебной деятельности.

Ключевые слова:
универсальные учебные действия; взаимопроникающие фигуры; задачи на разбиение; куб; квадрат; наглядный образ.
Текст

Как показывает практика обучения, слабый уровень развития универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе приводит к острым проблемам обучения, например: низкой учебно-познавательной мотивации учащихся, затруднениям в произвольной регуляции учебной и внеучебной деятельности, сложности адаптации к школе и т.д.

В связи с этим одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения является создание условий для формирования у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных универсальных учебных действий [2].

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Как известно, развитие совершается по спирали, овладение УУД позволяет учащимся успешно самостоятельно осваивать новые знания, приобретать компетентности, формирует умение учиться, т.е. поднимает их на более высокий уровень.

КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В основе концепции универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход, введенный российскими психологами во главе с А.Г. Асмоловым, который является попыткой объединения системного (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Личностные УУД. Комплекс личностных универсальных учебных действий составляют: мотивирование; формирование положительного отношения к учению; способность к самооценке и т.д.

Список литературы

1. Столяр А.А. Педагогика математики. — Минск: Высшая школа, 1986.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010 г.).

3. Якиманская И.С. Уровни анализа, синтеза и абстракции при чтении чертежа у учащихся IV–VIII классов // Вопросы психологии. — 1959. — № 1. — С. 114-126.

4. Visitaeva M.B. Elements intèrpènètrants des figures gèomètrigues (Взаимопроникающие элементы геометрических фигур): Actes du Collogue International, Franze, Saint-Sorlin d’Arves, 2008 // Problèmes, exercices et jeux créatifs. — Editions du JIPTO, 2008. — P. 78–81.

Войти или Создать
* Забыли пароль?