This paper reveals the importance of creativity updating during personality growing up in the course of teaching in a preschool and school educational institution, as necessary condition for child’s personal and psychological health. Material of paper is analyzed through a phenomenon prism of "Bitter candy" which had been introduced into scientific use by A.N. Leontiev, and Gestalt psychology, which reveals and describes such concepts as creative adjustment and passive adaptation, convergent and divergent cogitations. The convergent and divergent cogitations are coordinated in an interesting way with neuropsychology’s data on cerebral hemispheres’ functioning features. The phenomenon of evocation and creativity is considered in this work as well. The globalization problem and inevitable life’s quality change, as well as ways of person’s realization in surrounding social reality determinate new living conditions and expose a development priority on innovative trands in education.
evocation, child, teaching, phenomenon of "Bitter candy", globalization.
Первое десятилетие жизни ребенок находится в активном процессе социализации, которая формирует личностную уникальность и представления об окружающем мире. В этот период жизни, по словам А.Н. Леонтьева, ребенок зачастую находится в ситуации борьбы мотивов. С одной стороны, он желает делать то, что хочет, а с другой стороны, он знает или предполагает, что хочет взрослый по отношению к нему. Взрослый осуществляет контроль над ребенком и является для него олицетворением власти, социума. Взрослый передает ребенку интересы и правила социальной действительности, которые становятся внутренним социальным мотивом ребенка в его настоящей и дальнейшей жизни. Поэтому конфликт происходит между непосредственным внутренним побуждением и «социальным» мотивом. А.Н. Леонтьев приводит пример эксперимента, в котором взрослый предлагает ребенку взять предмет, лежащий на отдаленном расстоянии от стула, где сидит маленький испытуемый. При этом необходимо соблюсти условие: со стула вставать нельзя. Пока взрослый находится в одном помещении с ребенком, испытуемый не знает, как поступить, сталкиваясь с непреодолимостью решения поставленной перед ним задачи. Когда же взрослый выходит из помещения, ребенок встает со стула, берет предмет и садится обратно на стул. Взрослый входит в помещение и, заметив, что задание успешно выполнено, дает ребенку конфету и хвалит его. Однако испытуемый отказывается от конфеты и при повторных предложениях взрослого взять себе конфету испытывает все большие угрызения совести. Для него эта конфета становится «горькой» [1, с. 187–188]. Описанный эксперимент говорит о том, что ребенок в период детства уже имеет некие представления о социальных нормах и правилах поведения. В данном эксперименте он чувствует, что награда досталась ему незаслуженно. И в приведенной ситуации верх взял «социальный мотив» поведения, что подтверждается внезапно пробудившейся совестью.
1. Leontiev A.N. Formation of the person. Personality Psychology. Texts. Moscow, 1982. (in Russian)
2. Perls F., Goodman P. Gestalt theory. Moscow, Institute of Humanities Research Publ., 2004. (in Russian)
3. Springer Sally, Deutsch Georg. Left brain, right brain. Moscow, Mir Publ., 1983 (in Russian)
4. Gonzague Mascolo. Gestalt therapy yesterday, today and tomorrow. Borges, 2008
5. Guilford D.P. Nature of human intelligence. Moscow, Progress Publ., 1971.
6. Giddens E. Missing Peace: globalization is changing our lives. Moscow, All the World Publ., 2004. (in Russian)
7. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in children. St. Petersburg, the Union Publ., 1997. (in Russian)