Статья раскрывает значимость актуализации творчества в процессе взросления личности, в ходе обучения в дошкольном и школьном образовательном учреждении как необходимого условия личностного и психологического здоровья ребенка. Материал статьи анализируется через призму феномена «горькой конфеты», который ввел в научный оборот А.Н. Леонтьев, и гештальтпсихологии, которая раскрывает и описывает такие понятия, как творческое приспособление и пассивная адаптация, конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное и дивергентное мышление интересным образом согласуются с данными нейропсихологии о специфике работы полушарий головного мозга. Также в работе рассматривается феномен творчества и креативности. Проблема глобализации и неизбежное качественное изменение жизни и способов реализации человека в окружающей социальной реальности задают новые условия существования и выставляют приоритет развития на инновационные тенденции в образовании.
творчество, ребенок, обучение, феномен «Горькой конфеты», глобализация.
Первое десятилетие жизни ребенок находится в активном процессе социализации, которая формирует личностную уникальность и представления об окружающем мире. В этот период жизни, по словам А.Н. Леонтьева, ребенок зачастую находится в ситуации борьбы мотивов. С одной стороны, он желает делать то, что хочет, а с другой стороны, он знает или предполагает, что хочет взрослый по отношению к нему. Взрослый осуществляет контроль над ребенком и является для него олицетворением власти, социума. Взрослый передает ребенку интересы и правила социальной действительности, которые становятся внутренним социальным мотивом ребенка в его настоящей и дальнейшей жизни. Поэтому конфликт происходит между непосредственным внутренним побуждением и «социальным» мотивом. А.Н. Леонтьев приводит пример эксперимента, в котором взрослый предлагает ребенку взять предмет, лежащий на отдаленном расстоянии от стула, где сидит маленький испытуемый. При этом необходимо соблюсти условие: со стула вставать нельзя. Пока взрослый находится в одном помещении с ребенком, испытуемый не знает, как поступить, сталкиваясь с непреодолимостью решения поставленной перед ним задачи. Когда же взрослый выходит из помещения, ребенок встает со стула, берет предмет и садится обратно на стул. Взрослый входит в помещение и, заметив, что задание успешно выполнено, дает ребенку конфету и хвалит его. Однако испытуемый отказывается от конфеты и при повторных предложениях взрослого взять себе конфету испытывает все большие угрызения совести. Для него эта конфета становится «горькой» [1, с. 187–188]. Описанный эксперимент говорит о том, что ребенок в период детства уже имеет некие представления о социальных нормах и правилах поведения. В данном эксперименте он чувствует, что награда досталась ему незаслуженно. И в приведенной ситуации верх взял «социальный мотив» поведения, что подтверждается внезапно пробудившейся совестью.
1. Леонтьев А.Н. Формирование личности [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты. — М., 1982.
2. Перлз Ф. Теория гештальттерапии [Текст] / Ф. Перлз, П. Гудман. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
3. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг [Текст] / С. Спрингер, Г. Дейч. — М.: Мир, 1983.
4. Гонзаг М. Гештальттерапия вчера, сегодня, завтра [Текст] / М. Гонзаг. — Боргес, 2008.
5. Гилфорд Д.П. Природа человеческого интеллекта [Текст] / Д.П. Гилфорд. — М.: Прогресс, 1971.
6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь [Текст] / Э. Гидденс. — М.: Весь мир, 2004.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.