Abstract and keywords
Abstract (English):
A paper "Essence of color" in an integrated manner, not only in cultural synthesis, but also in scientific one, reveals problems of the color: its physical properties and aesthetics in the perspective of modern educational process. The points raised in this paper can serve as a new integrated approach to the phenomenon of color, as well as the basis for the development of learning and teaching programs on a range of academic disciplines: "History of art", "History of culture", "Chromatics", "Painting".

Keywords:
color’s architectonics, color semantics, color symbols’ etymology, color’s noosphere, color’s passionarity.
Text

Природа с красоты своей
Покрова снять не позволяет,
И ты машинами не вынудишь у ней,
Чего твой дух не угадает.
Владимир Соловьев (1872)

Согласно Библейскому преданию на второй день после создания земли и неба Бог сотворил свет: «И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет. И увидел Бог Свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Свет как первый шаг в создании жизни распахивает нам через цвет духовную суть, ее душу. В противоположность бесцветной тьме свет порождает цвета, бытие цвета. Цвет — дитя, свет — мать. Свет и цвет — это носители трансцендентальной сущности.

Объяснить явление цветового воздействия помогает теория ассоциативного мышления. Психологи утверждают, что цвет вызывает в человеке чувства, близкие к тем, которые он испытывает при наблюдении природных явлений. Следуя теории ассоциаций, можно с известной долей точности охарактеризовать психическое воздействие каждого из основных цветов радужного спектра: желтый — богатство, счастье; оранжевый — здоровье; красный — любовь; фиолетовый — настроение. Данные трактовки цвета и цветовосприятия менялись в зависимости от принадлежности к той или иной народности или религии. Значение психологического и визуального восприятия в изобразительном искусстве велико. Проблематика современного восприятия цвета строится по тем же принципам, которыми владели наши предки. Актуальность изучения цвета и цветовосприятия заслуживает особого внимания, поскольку обучение искусству живописи невозможно без изучения искусства цвета. Важной задачей при создании предметов искусства является понимание цвета как некой структуры формирования образа и средств общения со зрителем.

References

1. Florenskij P.A. Ikonostas [The iconostasis]. Moscow, «Agat» Publ., 1993

2. Kandinskij V. O duhovnom v iskusstve [Concerning the spiritual in art]. Moscow, «Expo» Publ.,1985

3. Tehn I. Ob ume I poznanii [About the mind and cognition]. St. Petersburg, 1894, «Akademkniga» Publ.

4. Ulyanova N.B. Izobrazitelnoe iskusstvo [Visual art]. RID Publ., 2012

5. Ulyanova N.B. Estetika sociokulturnogo prostranstva [Aesthetics socio-cultural space], p. 122

Login or Create
* Forgot password?