Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья комплексно, в синтезе не только культурологическом, но и научном, раскрывает проблемы цвета: его физические свойства и эстетику в ракурсе современного образовательного процесса. Аспекты, затронутые в данной статье, могут служить для нового комплексного подхода к явлению цвета, а также основой разработки учебно-методических программ по целому ряду учебных дисциплин: «История искусств», «История культуры», «Цветоведение», «Живопись».

Ключевые слова:
архитектоника цвета, цветовая семантика, этимология цветовых символов, ноосфера цвета, пассионарность цвета.
Текст

Природа с красоты своей
Покрова снять не позволяет,
И ты машинами не вынудишь у ней,
Чего твой дух не угадает.
Владимир Соловьев (1872)

Согласно Библейскому преданию на второй день после создания земли и неба Бог сотворил свет: «И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет. И увидел Бог Свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Свет как первый шаг в создании жизни распахивает нам через цвет духовную суть, ее душу. В противоположность бесцветной тьме свет порождает цвета, бытие цвета. Цвет — дитя, свет — мать. Свет и цвет — это носители трансцендентальной сущности.

Объяснить явление цветового воздействия помогает теория ассоциативного мышления. Психологи утверждают, что цвет вызывает в человеке чувства, близкие к тем, которые он испытывает при наблюдении природных явлений. Следуя теории ассоциаций, можно с известной долей точности охарактеризовать психическое воздействие каждого из основных цветов радужного спектра: желтый — богатство, счастье; оранжевый — здоровье; красный — любовь; фиолетовый — настроение. Данные трактовки цвета и цветовосприятия менялись в зависимости от принадлежности к той или иной народности или религии. Значение психологического и визуального восприятия в изобразительном искусстве велико. Проблематика современного восприятия цвета строится по тем же принципам, которыми владели наши предки. Актуальность изучения цвета и цветовосприятия заслуживает особого внимания, поскольку обучение искусству живописи невозможно без изучения искусства цвета. Важной задачей при создании предметов искусства является понимание цвета как некой структуры формирования образа и средств общения со зрителем.

Список литературы

1. Флоренский П.A. Иконостас [Текст] / П.A. Флоренский. — М.: Агат, 1993.

2. Кандинский В. О духовном в искусстве [Текст] / В. Кандинский. — М.: Экспо, 1985.

3. Тэн И. Об уме и познании [Текст] / И. Тэн. — СПб., 1894. М., Академкнига, 2004.

4. Ульянова Н.Б. Изобразительное искусство [Текст] / Н.Б. Ульянова. — М.: РИД, 2012.

5. Ульянова Н.Б. Эстетика социокультурного пространства. — С. 122.

Войти или Создать
* Забыли пароль?