Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is about social ideal of Freedom and its Utopian Side. Conservatism and liberalism are compared as two systems of views. In the article is given analysis of one-sided freedom interpretation and negative consequences of such interpretation as well as risks of transformation unrestricted freedom into its opposite.

Keywords:
freedom, conservatism, reformism, social ideal, utopia.
Text

В настоящее время противопоставление свободы и несвободы является предметом широких общественных дискуссий. Ценности патриотизма, уважения культурно-исторических традиций противопоставляются идеалу личности, свободной от всех ограничений, самоценности реформ и отрицания любой традиции. При этом по мере обострения социальных конфликтов наблюдается склонность обеих сторон к признанию безусловно негативным всего, что признано позитивным иной стороной. Вследствие этого одним из факторов предотвращения социальных конфликтов считается поиск точек соприкосновения между двумя указанными системами ценностей. Для того чтобы найти такие точки соприкосновения, необходимо проанализировать дихотомию консервативного и радикально реформистского мировоззрений. Консервативное мировоззрение включает в себя безусловно положительную оценку основных культурно-исторических ценностей данного общества, его основных социальных институтов (таких как семья и политические институты), включая религию как часть культурной традиции и как один из основных институтов данного общества. Радикально- реформистское мировоззрение основано на безусловно негативной оценке всех указанных феноменов, признавая безусловно позитивным свободу личности и направленные на ее достижение реформы. Само по себе это противостояние укладывается в рамки дихотомии «утопия — идеология», отмеченной К. Манхеймом. Манхейм К. считал идеологичным сознание, «которое по типу своей ориентации отстает от новой действительности и поэтому по существу заслоняет ее с помощью устаревших категорий» [5, с. 84]. В свою очередь утопичной К. Манхейм считал «ту “трансцендентную по отношению к действительности” ориентацию, которая, переходя в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей» [5, с. 164] Иными словами, идеология, в интерпретации К. Манхейма, ориентирована на традицию, утопия — на разрушение традиции, а также и всех конструктов, связанных с существующей социальной действительностью. Таким образом, существуют две основные мировоззренческие позиции, одна из которых основана на консерватизме, другая — на радикальном реформизме.

 

References

1. Avreliy Avgustin. O Grade Bozhiem. — M, 2000.

2. Ainsa F. Rekonstruktsiya utopii: Esse. Nasledie. — M., 1999.

3. Buzgalin A.V. Postindustrial´noe obshchestvo — tupikovaya vetv´ sotsial´nogo razvitiya?. Voprosy filosofii. — 2002. — № 5.

4. Lenin V.I. Gosudarstvo i revolyutsiya. Zhizn´ i Znanie. — Petrograd, 1918.

5. Mankheym K. Ideologiya i utopiya.. Diagnoz nashego vremeni. — M., 1994.

6. Medvedeva I.A., Shishova T.L. Orden globalistov: rossiyskaya lozha. — M., 2006.

7. Panarin A.S. Iskushenie globalizmom. — M., 2003.

8. Panarin A.S. Pravda zheleznogo zanavesa. — M., 2006.

9. Toffler E. Shok budushchego. — M., 2002.

10. Fursov A.I. Mir, kotoryy my pokidaem, mir, v kotoryy my vstupaem i mir mezhdu nimi. Kapital(izm) i Modern: skhvatka skeletov nad propast´yu?. De futuro ili istoriya budushchego. — M., 2008.

Login or Create
* Forgot password?