Зеленоград, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена анализу общественного идеала свободы и его утопической составляющей. Сопоставляются консерватизм и радикальный либерализм как две системы взглядов. Проводится анализ ряда негативных последствий одностороннего понимания свободы и риска превращения неограниченной свободы в свою полную противоположность.
свобода, консерватизм, реформизм, общественный идеал, утопия.
В настоящее время противопоставление свободы и несвободы является предметом широких общественных дискуссий. Ценности патриотизма, уважения культурно-исторических традиций противопоставляются идеалу личности, свободной от всех ограничений, самоценности реформ и отрицания любой традиции. При этом по мере обострения социальных конфликтов наблюдается склонность обеих сторон к признанию безусловно негативным всего, что признано позитивным иной стороной. Вследствие этого одним из факторов предотвращения социальных конфликтов считается поиск точек соприкосновения между двумя указанными системами ценностей. Для того чтобы найти такие точки соприкосновения, необходимо проанализировать дихотомию консервативного и радикально реформистского мировоззрений. Консервативное мировоззрение включает в себя безусловно положительную оценку основных культурно-исторических ценностей данного общества, его основных социальных институтов (таких как семья и политические институты), включая религию как часть культурной традиции и как один из основных институтов данного общества. Радикально- реформистское мировоззрение основано на безусловно негативной оценке всех указанных феноменов, признавая безусловно позитивным свободу личности и направленные на ее достижение реформы. Само по себе это противостояние укладывается в рамки дихотомии «утопия — идеология», отмеченной К. Манхеймом. Манхейм К. считал идеологичным сознание, «которое по типу своей ориентации отстает от новой действительности и поэтому по существу заслоняет ее с помощью устаревших категорий» [5, с. 84]. В свою очередь утопичной К. Манхейм считал «ту “трансцендентную по отношению к действительности” ориентацию, которая, переходя в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей» [5, с. 164] Иными словами, идеология, в интерпретации К. Манхейма, ориентирована на традицию, утопия — на разрушение традиции, а также и всех конструктов, связанных с существующей социальной действительностью. Таким образом, существуют две основные мировоззренческие позиции, одна из которых основана на консерватизме, другая — на радикальном реформизме.
1. Аврелий Августин. О Граде Божием. — М, 2000.
2. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе. Наследие. — М., 1999.
3. Бузгалин А.В. Постиндустриальное общество — тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. — 2002. — № 5.
4. Ленин В.И. Государство и революция. Жизнь и Знание. — Петроград, 1918.
5. Манхейм К. Идеология и утопия. // Диагноз нашего времени. — М., 1994.
6. Медведева И.А., Шишова Т.Л. Орден глобалистов: российская ложа. — М., 2006.
7. Панарин А.С. Искушение глобализмом. — М., 2003.
8. Панарин А.С. Правда железного занавеса. — М., 2006.
9. Тоффлер Э. Шок будущего. — М., 2002.
10. Фурсов А.И. Мир, который мы покидаем, мир, в который мы вступаем и мир между ними. Капитал(изм) и Модерн: схватка скелетов над пропастью? // De futuro или история будущего. — М., 2008.