THE RUSSIAN TEACHING AT THE END OF XVIII — THE FIRST THIRD OF THE XIX CENTURY: SYSTEM OF PREPARATION AND THE SOCIAL STATUS (ON MATERIALS OF THE MOSCOW EDUCATIONAL DISTRICT)
Abstract and keywords
Abstract (English):
In work process of formation of system of preparation of pedagogical shots at a boundary of the XVIII–XIX centuries within modernization of secondary and primary education in Russia is investigated. The social status of the Russian teachers, level of their pedagogical preparation and class situation on materials of the Moscow educational district is analyzed.

Keywords:
system of pedagogical preparation, social status of teachers, Moscow educational district.
Text

Российское школьное образование имеет более чем тысячелетнюю историю. Создание первых школ на Руси началось в конце X в. после принятия христианства. Школы создавались при монастырях и церквях, а их основной задачей было внедрение христианских ценностей в общество. Духовенство было наиболее образованным сословием, и на него возлагалась основная педагогическая работа. Такие тенденции в российском образовании сохранялись до начала XVIII в.

Эпоха Петра I внесла новые элементы в российское образование, которые проявились в формировании сословных и профессиональных школ. К педагогической деятельности стали привлекаться не только представители духовенства, но и других сословий. Тем не менее до конца XVIII в. в России не существовало системы профессиональной подготовки учителей. Учитель учился там же, где и его ученики, и зачастую знал немногим больше их [14, с. 129].

Проникновение западноевропейских традиций в российскую культуру привело к широкому распространению традиции приглашения иностранных педагогов для обучения отечественного дворянства. Такие учителя, как правило, не являлись лучшими представителями своей культуры и не обладали навыками учительской работы. Их единственным педагогическим достоинством было знание французского языка, мода на изучение которого укрепилась в среде российского высшего сословия [11, с. 139].

Во второй половине XVIII в. начинается новый этап в развитии отечественного образования. Создание Московского университета заложило основы для развития системы высшего образования в России. В эпоху Екатерины II идеи европейских просветителей находят свое выражение в реформировании отечественной средней и начальной школы. Основной задачей обучения было провозглашено воспитание гражданских и нравственных качеств молодежи. По мнению И.А. Алешинцева, «Екатерина II вместо девиза "профессиональный работник" поставила на знамени просвещения — "человек-гражданин"» [1, с. 7].

В 1775 г. была осуществлена первая попытка создания школьной системы, основанной на принципах просвещения. Екатерина II поручила создание городских и сельских учебных заведений приказам общественного призрения, которые были созданы в этот же период в ходе губернской реформы.

References

1. Aleshintsev I.A. Istoriya gimnazicheskogo obrazovaniya v Rossii (XVIII i XIX vv.). SPb., 1912.

2. Beletskiy A.V. Russkoe narodnoe uchilishche po Ustavu 5 avgusta 1786 g. (K stoletnemu yubileyu russkogo narodnogo uchilishcha). Vil´na, 1886.

3. Butorina T.S., Kabrinskaya N.I. Ideya nravstvennogo obrazovaniya grazhdan v otechestvennoy shkol´noy praktike v pervoy chetverti XIX veka. Chelovek i obrazovanie. 2013. № 2. S. 122–126.

4. Gorbunova E.Yu. Blagotvoriteli i metsenaty v istorii Moskovskogo universiteta / pod red. V.I. Tropina. M., 2010.

5. Gorbunova E.Yu. Blagotvoritel´nost´ v Rossii i ee rol´ v obshchestvenno-kul´turnoy zhizni strany na rubezhe KhIKh–KhKh vekov: Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. M., 1996.

6. Zakharatos D.A. Vzglyady N.M. Karamzina na narodnoe obrazovanie. Nashe Otechestvo. Stranitsy istorii: sbornik nauchnykh statey. Vyp. 1 / Moskovskiy gosudarstvennyy oblastnoy universitet. M., 2002. S. 49, 59.

7. Zakharatos D.A. Gosudarstvennye reformy v oblasti nachal´nogo obrazovaniya v Rossii v XVIII–XIX vekakh. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial´no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2013. T. 2. № 2. S. 38–41.

8. Zakharatos D.A. Moskovskiy uchebnyy okrug v 1804–1835 gg.: sozdanie gosudarstvennoy sistemy obrazovaniya, upravlenie i podgotovka pedagogicheskikh kadrov: Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. M., 2003.

9. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: stanovlenie i razvitie: Monografiya / Pod obshch. red. L.L. Red´ko; nauch. red. V.V. Kolpachev. Stavropol´, 2008.

10. Petrov F.A. Formirovanie sistemy universitetskogo obrazovaniya v Rossii. T. 1: Rossiyskie universitety i Ustav 1804 goda. M., 2002.

11. Piloyan M.G. Nachalo zhenskogo obrazovaniya v Rossiyskoy imperii / Sotsial´no-gumanitarnye problemy sovremennogo obshchestvennogo razvitiya. God istorii v Rossii: sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 7. M., 2013. S. 136–142.

12. Rozhdestvenskiy S.V. Istoricheskiy obzor deyatel´nosti ministerstva narodnogo prosveshcheniya. SPb., 1902.

13. Sbornik postanovleniy po ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. T. 1. SPb., 1864.

14. Soldunova L.Yu. Iz istorii formirovaniya antropologicheskikh vzglyadov v rossiyskoy pedagogike X–XIX vekov. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial´no-ekonomicheskogo universiteta. 2008. № 1. S. 128–130.

15. Ferebov A.N. Formirovanie studencheskogo sostava Moskovskogo universiteta v pervoy polovine XIX veka: gosudarstvennaya politika i obshchestvennyy interes: Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. M., 2013.

16. Filonenko T.V. Etapy razvitiya obshcheobrazovatel´noy shkoly v Rossii: shkol´nye sistemy XIX — pervoy treti XX vv.: Avtoref. dis. … d-ra ist. nauk. Voronezh. 2004.

17. Tsentral´nyy istoricheskiy arkhiv g. Moskvy (TsIAM), f. 459, op. 1, d. 575, l. 7 ob.

18. TsIAM, f. 459, op. 11, d. 2, l. 29 ob., l. 26.

Login or Create
* Forgot password?