РОССИЙСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА: СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС (ПО МАТЕРИАЛАМ МОСКОВСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе исследуется процесс формирования системы подготовки педагогических кадров в России на рубеже XVIII–XIX вв. в рамках модернизации среднего и начального образования. Анализируется социальный статус российских учителей, уровень их педагогической подготовки и сословное положение по материалам Московского учебного округа.

Ключевые слова:
система педагогической подготовки, социальный статус учителей, Московский учебный округ.
Текст

Российское школьное образование имеет более чем тысячелетнюю историю. Создание первых школ на Руси началось в конце X в. после принятия христианства. Школы создавались при монастырях и церквях, а их основной задачей было внедрение христианских ценностей в общество. Духовенство было наиболее образованным сословием, и на него возлагалась основная педагогическая работа. Такие тенденции в российском образовании сохранялись до начала XVIII в.

Эпоха Петра I внесла новые элементы в российское образование, которые проявились в формировании сословных и профессиональных школ. К педагогической деятельности стали привлекаться не только представители духовенства, но и других сословий. Тем не менее до конца XVIII в. в России не существовало системы профессиональной подготовки учителей. Учитель учился там же, где и его ученики, и зачастую знал немногим больше их [14, с. 129].

Проникновение западноевропейских традиций в российскую культуру привело к широкому распространению традиции приглашения иностранных педагогов для обучения отечественного дворянства. Такие учителя, как правило, не являлись лучшими представителями своей культуры и не обладали навыками учительской работы. Их единственным педагогическим достоинством было знание французского языка, мода на изучение которого укрепилась в среде российского высшего сословия [11, с. 139].

Во второй половине XVIII в. начинается новый этап в развитии отечественного образования. Создание Московского университета заложило основы для развития системы высшего образования в России. В эпоху Екатерины II идеи европейских просветителей находят свое выражение в реформировании отечественной средней и начальной школы. Основной задачей обучения было провозглашено воспитание гражданских и нравственных качеств молодежи. По мнению И.А. Алешинцева, «Екатерина II вместо девиза "профессиональный работник" поставила на знамени просвещения — "человек-гражданин"» [1, с. 7].

В 1775 г. была осуществлена первая попытка создания школьной системы, основанной на принципах просвещения. Екатерина II поручила создание городских и сельских учебных заведений приказам общественного призрения, которые были созданы в этот же период в ходе губернской реформы.

Список литературы

1. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). СПб., 1912.

2. Белецкий А.В. Русское народное училище по Уставу 5 августа 1786 г. (К столетнему юбилею русского народного училища). Вильна, 1886.

3. Буторина Т.С., Кабринская Н.И. Идея нравственного образования граждан в отечественной школьной практике в первой четверти XIX века // Человек и образование. 2013. № 2. С. 122–126.

4. Горбунова Е.Ю. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / под ред. В.И. Тропина. М., 2010.

5. Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни страны на рубеже ХIХ–ХХ веков: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1996.

6. Захаратос Д.А. Взгляды Н.М. Карамзина на народное образование // Наше Отечество. Страницы истории: сборник научных статей. Вып. 1 / Московский государственный областной университет. М., 2002. С. 49, 59.

7. Захаратос Д.А. Государственные реформы в области начального образования в России в XVIII–XIX веках // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2. С. 38–41.

8. Захаратос Д.А. Московский учебный округ в 1804–1835 гг.: создание государственной системы образования, управление и подготовка педагогических кадров: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2003.

9. Педагогическое образование в России: становление и развитие: Монография / Под общ. ред. Л.Л. Редько; науч. ред. В.В. Колпачев. Ставрополь, 2008.

10. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1: Российские университеты и Устав 1804 года. М., 2002.

11. Пилоян М.Г. Начало женского образования в Российской империи / Социально-гуманитарные проблемы современного общественного развития. Год истории в России: сборник научных трудов. Вып. 7. М., 2013. С. 136–142.

12. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. СПб., 1902.

13. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 1. СПб., 1864.

14. Солдунова Л.Ю. Из истории формирования антропологических взглядов в российской педагогике X–XIX веков // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 1. С. 128–130.

15. Феребов А.Н. Формирование студенческого состава Московского университета в первой половине XIX века: государственная политика и общественный интерес: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2013.

16. Филоненко Т.В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX — первой трети XX вв.: Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Воронеж. 2004.

17. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ), ф. 459, оп. 1, д. 575, л. 7 об.

18. ЦИАМ, ф. 459, оп. 11, д. 2, л. 29 об., л. 26.

Войти или Создать
* Забыли пароль?