The problem of aesthetic taste concept over the years has undergone changes that have been associated with political view of the world and other features. But all the times this question has excited prominent educators, scientists and philosophers. They wanted to know how to organize knowledge, to assess the aesthetic taste.
aesthetic taste, system of values, moral education, formation of personality, cultural development, social changes in society.
Необходимость элементов эстетического воспитания в образовании детей и юношества отмечалась в трудах российских педагогов еще дореволюционной России. Эстетическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами. В процессе эстетического воспитания формируется эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, развивается способность к созданию эстетических ценностей не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Именно процесс формирования эстетического вкуса, как наиболее соотносимый с духовным, культурным, художественно-творческим развитием каждого субъекта и определяет степень развития их эстетического сознания, что дает возможность для удовлетворения потребностей в творчестве и самовыражении.
Выдающийся российский педагог К.Д. Ушинский [1] писал, что острота научных споров отражает тот идеологический аспект, который всегда в той или иной форме воплощается в эстетических вкусах, и отмечал, что если бы эстетический вкус был чем-то инертным или нейтральным, если бы «…в нем и через него и благодаря ему не сказывались определенные духовные интересы», он не являлся бы предметом споров. В других педагогических исследованиях, однако, делался акцент на объективность и относительную нейтральность эстетических понятий. «Для наслаждения красотой необходимо уметь отрешаться от грубых и узких эстетических интересов и переноситься в сферу личной незаинтересованности. Узкий утилитаризм губит красоту», — писал П.О. Каптерев в своих Дидактических очерках [2].
Там же находим формулировку цели эстетического воспитания молодых людей: «Эстетическое развитие завершается теоретическим пониманием и оценкой красоты, отчетливым сознанием, почему то или иное явление нужно признать прекрасным. Эта ступень строго сознательная, аналитически-критическая» [2]. Особенно подчеркивались тесная взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания, а также необходимость широкого кругозора и определенного уровня образования для восприятия красоты и наслаждения ею.
1. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: V 2 t. M.: Pedagogika, 1974.
2. Kapterev P.O. Didakticheskie ocherki. Teoriya obrazovaniya. Petrograd, 1919.
3. Burov A.I. Estetika: problemy i spory. M.: Iskusstvo, 1975.
4. Yakovlev E.G. Esteticheskiy vkus kak kategoriya estetiki. M.: Znanie, 1986.
5. Skatershchikov V.K. Ob esteticheskom vkuse. M.: Pedagogika, 1974.
6. Kudryavtseva M.E. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy deyatel´nosti uchitelya po vospitaniyu esteticheskogo vkusa uchashchikhsya: Avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb.: RGB, 2000.
7. Kikeeva S.A. Formirovanie esteticheskogo vkusa u uchashchikhsya nachal´nykh klassov etnokul´turno orientirovannoy shkoly: Avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. Elista, 2005.
8. Malygina E.A. Razvitie orientatsiy khudozhestvenno-esteticheskogo vkusa u studentov pedagogicheskogo kolledzha v protsesse osvoeniya iskusstva v usloviyakh Kraynego Severa: Avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 2000.