The analysis of «space» and «time» categories and the problems of students’ introduction in their understanding are considered. In the article are given stages of space and time interpretation in philosophy and science history. Idealization is presented as basic method of students’ introduction in space and time understanding.
space, time, idealization, categories, understanding.
Категории пространства и времени в истории философии подвергались рассмотрению с различных позиций. Эта тема достаточна сложная для понимания студентами, поэтому в данной статье хотелось бы предложить один из способов подачи этого материала, на который меня натолкнуло прочтение учебных пособий [2, 5].
В нашей жизни мы пользуемся различными идеализациями. Под идеализацией в данном случае мы будем понимать процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В этом процессе мы, с одной стороны, отвлекаемся от многих свойств реальных объектов и сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с другой — вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, которые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В результате чего возникают идеальные объекты, например: «материальная точка», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «инерция» и т.п. Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения, пользуется идеализацией и идеализированными объектами [7].
С точки зрения процессов понимания использование идеализаций можно свести к следующим этапам.
- Просто как понятия, значение которых нам объяснили или их определения были нами прочитаны. Это накопление представлений. Здесь становится важным источник информации, насколько мы ему доверяем.
- Идеализации, стоящие за понятиями, мы повторили за кем-то и, соответственно, осознали, но еще не пытались пропустить, воссоздать через себя. В этом случае возникает возможность «сопережить» и проблемную ситуацию, и процесс поиска решений, и сложность убеждения в своей правоте, и т.д. Иными словами, в неявном виде происходит процесс обучения мыслительной деятельности по раскрытию содержания понятий, категорий и представлений, стоящих за ними.
- Смысл и содержание понятий были пережиты нами, восстановлены как наше собственное идеализационное видение. Идеализация и понимание будут происходить при наличии конкурирующих представлений, но при отсутствии критериев выбора достоверного знания о предмете идеализации (эти критерии нам тоже необходимо построить самостоятельно) [2, с. 16–22].
Рассмотрим, как можно использовать данную схему в процессе преподавания философии студентам при введении понятий «пространство» и «время».
1. Avgustin Avreliy. Ispoved´ / Per. M.E. Sergeenko. M.: Respublika, 1992.
2. Alekseeva L.N., Assuirova L.V. Sposoby raboty s ponimaniem teksta, ego analizom i interpretatsiey. M.: Pushkinskiy institut, 2007. 400 s.
3. Alekseev P.V., Panin A.V. Filosofiya. M.: Prospekt, 1999.
4. Berdyaev N. Vechnost´ i vremya. Vestnik RKhD. 1998. № 1–2. S. 135–140.
5. Gromyko N.V. Obuchenie skhematizatsii. M.: Pushkinskiy institut, 2005.
6. Dekart R. Izbrannye proizvedeniya. M.: Politizdat, 1950.
7. Ivin A.A., Nikiforov A.L. Slovar´ po logike. M.: Tumanit, Vlados, 1997.
8. Kant I. Soch. v 6 t. T. 2. M.: Mysl´, 1964.
9. Kerroll L. Priklyucheniya Alisy v Strane Chudes. M., 1992.
10. Losev A.F. Antichnaya filosofiya istorii. M.: Nauka, 1977.