В статье анализируются проблемы введения студентов в понимание категорий «пространство» и «время». Рассматриваются этапы развития понимания пространства и времени в истории философии и науки. Основным методом введения студентов в понимание категорий пространства и времени предлагается идеализация.
пространство, время, идеализация, категории, понимание.
Категории пространства и времени в истории философии подвергались рассмотрению с различных позиций. Эта тема достаточна сложная для понимания студентами, поэтому в данной статье хотелось бы предложить один из способов подачи этого материала, на который меня натолкнуло прочтение учебных пособий [2, 5].
В нашей жизни мы пользуемся различными идеализациями. Под идеализацией в данном случае мы будем понимать процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В этом процессе мы, с одной стороны, отвлекаемся от многих свойств реальных объектов и сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с другой — вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, которые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В результате чего возникают идеальные объекты, например: «материальная точка», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «инерция» и т.п. Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения, пользуется идеализацией и идеализированными объектами [7].
С точки зрения процессов понимания использование идеализаций можно свести к следующим этапам.
- Просто как понятия, значение которых нам объяснили или их определения были нами прочитаны. Это накопление представлений. Здесь становится важным источник информации, насколько мы ему доверяем.
- Идеализации, стоящие за понятиями, мы повторили за кем-то и, соответственно, осознали, но еще не пытались пропустить, воссоздать через себя. В этом случае возникает возможность «сопережить» и проблемную ситуацию, и процесс поиска решений, и сложность убеждения в своей правоте, и т.д. Иными словами, в неявном виде происходит процесс обучения мыслительной деятельности по раскрытию содержания понятий, категорий и представлений, стоящих за ними.
- Смысл и содержание понятий были пережиты нами, восстановлены как наше собственное идеализационное видение. Идеализация и понимание будут происходить при наличии конкурирующих представлений, но при отсутствии критериев выбора достоверного знания о предмете идеализации (эти критерии нам тоже необходимо построить самостоятельно) [2, с. 16–22].
Рассмотрим, как можно использовать данную схему в процессе преподавания философии студентам при введении понятий «пространство» и «время».
1. Августин Аврелий. Исповедь / Пер. М.Е. Сергеенко. М.: Республика, 1992.
2. Алексеева Л.Н., Ассуирова Л.В. Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией. М.: Пушкинский институт, 2007. 400 с.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1999.
4. Бердяев Н. Вечность и время // Вестник РХД. 1998. № 1–2. С. 135–140.
5. Громыко Н.В. Обучение схематизации. М.: Пушкинский институт, 2005.
6. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950.
7. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М.: Туманит, Владос, 1997.
8. Кант И. Соч. в 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964.
9. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. М., 1992.
10. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.