Considered the earliest forms of modern concepts of «educational support»: assistance provided to children, patronage, mentoring. The definitions of pedagogical support from the standpoint of system activity and system-structural approaches, these definitions are analyzed. The basic direction of educational support: psychologicaleducational, social-pedagogical, and valeologo-pedagogical. As a result, isolated and revealed a new direction pedagogical support — «information-educational support», identified its main stages: diagnosis, methodical, transformative, reflective.
educational support, care provided to children, mentoring, patronage, information-educational support.
Понятия «поддержка», «сопровождение» вошли в педагогику относительно недавно. Они сформировались на основе концепции гуманистической педагогики, особое место в которой уделено педагогической поддержке. Основные положения теории педагогической поддержки разработаны учеными О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. Прежде чем перейти к анализу данных терминов, рассмотрим предпосылки их становления и развития.
Современные понятия педагогической поддержки и педагогического сопровождения основываются на помощи, оказываемой детям в их воспитании и образовании.
Хотя термины педагогической поддержки и педагогического сопровождения являются современными, оказание помощи детям в процессе их воспитания и образования происходило на протяжении всей истории человечества.
Так, оказание помощи малоимущим, особенно детям-сиротам, является одной из потребностей человечества, основанной на присущих человеку чувствах сострадания и любви к ближнему.
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, помощь означает содействие кому-либо в чем-то, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение [12].
Выделим некоторые основные черты помощи детям, характерные для некоторых исторических периодов развития общества. В период «докрещенской» Руси помощь, поддержку оказывали вместе с собственными детьми детям-сиротам. Участвовали в воспитании детей-сирот, как правило, их родственники, жившие в общинах. Чужая семья могла принять («приймать») сироту в случае, если она была уже не молода, а в хозяйстве нужен был работник. Сирота в этом случае был обязан похоронить своих приемных родителей. В Древней Руси существовала также такая форма воспитания, как переход из дома в дом «на кормление» [8]. Особенностями такой поддержки можно считать содействие выживанию ребенка. В ребенке видели, прежде всего, рабочую силу, которая всегда пригодится семье.
Помощь детям не только в образовании, но и в выживании оказывали церкви и монастыри. Прихожане отдавали десятину своих доходов церкви, некоторые жители делали более дорогие пожертвования, и на эти средства создавались больницы, школы, приюты, вдовьи дома.
Великий князь Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего сословия и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.
1. Abramova E. Kazhdomu molodomu uchitelyu — po nastavniku. UG Moskva. 2012. № 14. 3 apr.
2. Ayrapetov V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie dukhovnogo stanovleniya starsheklassnikov v protsesse ikh priobshcheniya k russkoy khudozhestvennoy kul´ture: Avtoref. dis. ... kand ped. nauk. SPb., 2005.
3. Aleksandrova E.A. Vidy pedagogicheskoy podderzhki i soprovozhdeniya individual´nogo obrazovaniya v usloviyakh mul´tikul´turnogo obshchestva. Lichnost´ v sotsiokul´turnom izmerenii: istoriya i sovremennost´. M.: Indrik, 2007.
4. Bityanova M.R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole. M.: Sovershenstvo, 1998.
5. Bocharova V.G. Pedagogika sotsial´noy raboty. M.: Argus, 1994.
6. Gazman O.S., Vays R.M., Krylova N.B. Novye tsennosti obrazovaniya: soderzhanie gumanisticheskogo obrazovaniya. M., 1995.
7. Gushchina G.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya sub´´ektnosti obuchayushchegosya. Pedagogika: nauchno-teoreticheskiy zhurnal. M., 2012. № 2. S. 50–57.
8. Istoriya Rossii ot drevneyshikh vremen do nachala XX v. Uchebnik istorii dlya vuzov / Pod red. I. Froyanova. M.: Prosveshchenie, 2002.
9. Kalninsh L.M. Informatsionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional´nogo samorazvitiya uchitelya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. № 5. S. 99–103.
10. Krylova N.B. Kul´turologiya obrazovaniya. M.: Narodnoe obrazovanie, 2000.
11. Krylova N.B. Ocherki ponimayushchey pedagogiki. M.: Narodnoe obrazovanie, 2003.
12. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ya. Tolkovyy slovar´ russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy. M.: Azbukovnik, 1999.
13. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. uch. zaved. / Pod red. V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoy. M.: Akademiya, 2006.
14. Rusakov A. Pedagogika podderzhki i pedagogika obshchey zaboty. Laboratoriya Olega Gazmana. «Shkola dlya vsekh». URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/4/4 (data obrashcheniya 12 sentyabrya 2013 g.).
15. Salakhutdinova E.S. Pedagogicheskaya podderzhka mladshikh shkol´nikov v protsesse obucheniya chteniyu: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D, 2011.
16. Tatarnikova L.G. Valeologiya v pedagogicheskom prostranstve. SPb.: Krismas+, 2002. S. 93–94.
17. Teoriya i metodika intensivnogo obucheniya: V 4 t. T. 3 / Pod red. A.A. Zolotareva. M.: Mosk. gos. tekhnich. un-tet, 1994. S. 137–169.
18. Uchitel´-metodist — nastavnik stazhera: Ucheb. posobie / Pod red. S.G. Vershlovskogo. M.: Prosveshchenie, 1998.