Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены ранние формы современных понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение» — помощь, оказываемая детям, шефство, наставничество. Приведены определения педагогического сопровождения с позиций системно-деятельностного и системно-структурного подходов, а также анализ данных определений. Выявлены основные направления педагогического сопровождения: психолого-педагогическое, социально-педагогическое, валеолого-педагогическое. В результате выделено и раскрыто новое направление педагогического сопровождения — информационно-педагогическое сопровождение, определены его основные этапы — диагностический, методический, преобразующий, рефлексивный.

Ключевые слова:
педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, помощь, оказываемая детям, наставничество, шефство, информационно-педагогическое сопровождение.
Текст

Понятия «поддержка», «сопровождение» вошли в педагогику относительно недавно. Они сформировались на основе концепции гуманистической педагогики, особое место в которой уделено педагогической поддержке. Основные положения теории педагогической поддержки разработаны учеными О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. Прежде чем перейти к анализу данных терминов, рассмотрим предпосылки их становления и развития.

Современные понятия педагогической поддержки и педагогического сопровождения основываются на помощи, оказываемой детям в их воспитании и образовании.

Хотя термины педагогической поддержки и педагогического сопровождения являются современными, оказание помощи детям в процессе их воспитания и образования происходило на протяжении всей истории человечества.

Так, оказание помощи малоимущим, особенно детям-сиротам, является одной из потребностей человечества, основанной на присущих человеку чувствах сострадания и любви к ближнему.

Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, помощь означает содействие кому-либо в чем-то, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение [12].

Выделим некоторые основные черты помощи детям, характерные для некоторых исторических периодов развития общества. В период «докрещенской» Руси помощь, поддержку оказывали вместе с собственными детьми детям-сиротам. Участвовали в воспитании детей-сирот, как правило, их родственники, жившие в общинах. Чужая семья могла принять («приймать») сироту в случае, если она была уже не молода, а в хозяйстве нужен был работник. Сирота в этом случае был обязан похоронить своих приемных родителей. В Древней Руси существовала также такая форма воспитания, как переход из дома в дом «на кормление» [8]. Особенностями такой поддержки можно считать содействие выживанию ребенка. В ребенке видели, прежде всего, рабочую силу, которая всегда пригодится семье.

Помощь детям не только в образовании, но и в выживании оказывали церкви и монастыри. Прихожане отдавали десятину своих доходов церкви, некоторые жители делали более дорогие пожертвования, и на эти средства создавались больницы, школы, приюты, вдовьи дома.

Великий князь Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего сословия и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.

Список литературы

1. Абрамова Е. Каждому молодому учителю — по наставнику // УГ Москва. 2012. № 14. 3 апр.

2. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: Автореф. дис. ... канд пед. наук. СПб., 2005.

3. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: Индрик, 2007.

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994.

6. Газман О.С., Вайс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.

7. Гущина Г.Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося // Педагогика: научно-теоретический журнал. М., 2012. № 2. С. 50–57.

8. История России от древнейших времен до начала XX в. Учебник истории для вузов / Под ред. И. Фроянова. М.: Просвещение, 2002.

9. Калнинш Л.М. Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя // Педагогическое образование и наука. 2008. № 5. С. 99–103.

10. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.

11. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Я. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999.

13. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006.

14. Русаков А. Педагогика поддержки и педагогика общей заботы. Лаборатория Олега Газмана // «Школа для всех». URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/4/4 (дата обращения 12 сентября 2013 г.).

15. Салахутдинова Е.С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2011.

16. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. СПб.: Крисмас+, 2002. С. 93–94.

17. Теория и методика интенсивного обучения: В 4 т. Т. 3 / Под ред. А.А. Золотарева. М.: Моск. гос. технич. ун-тет, 1994. С. 137–169.

18. Учитель-методист — наставник стажера: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Вершловского. М.: Просвещение, 1998.

Войти или Создать
* Забыли пароль?