The description of scientific school creation sources, scientific school development, main content of researches which were carried out during scientific school existence, development prospects of scientific school, involvement of teachers, researchers and graduate students have been presented in this paper.
interactive methods, scientific school, interdisciplinary projects.
В настоящее время на кафедре социологии и психологии управления сформировалась и успешно развивается научная школа, подтверждающая высокий статус выпускающей кафедры.
Со времени создания кафедры социологии и психологии управления в конце 70-х гг. прошлого века научно-исследовательская деятельность ее преподавателей и сотрудников с годами оформляется в достаточно выраженную научную школу. Исходными научными предпосылками были работы Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, А.В. Филиппова, А.Л. Свенцицкого, А.И. Китова и других по психологии и социальной психологии управления. Научно-исследовательская работа организационно велась в трех направлениях: за счет государственного бюджета, на условиях хозяйственного договора и в контексте деятельности диссертационного совета по специальностям «Психология труда» и «Социальная психология». Эти направления не всегда тематически были связаны друг с другом, тем не менее имели общую психолого-управленческую составляющую решения прикладных народно-хозяйственных проблем.
Научная школа кафедры складывалась постепенно, шаг за шагом приобретая свои отличительные особенности и меняя своих лидеров. С начала 80-х гг. XX в. по инициативе А.В. Филиппова был осуществлен ряд исследовательских работ по проектированию систем управления персоналом организации. Им была предложена идея ситуационного подхода в управлении персоналом. Сложилась креативная команда исследователей из числа преподавателей кафедры (В.К. Липинский, В.Н. Князев, С.В. Ковалев, Г.Л. Ильин, В.Н. Воронин, В.Б. Скориков, А.И. Пантуев и др.). Разработка и внедрение системы управления персоналом в контексте ситуационного подхода осуществлялись в научно-производственном объединении «Пластмассы» Минхимпрома СССР, Новодвинском целлюлозно-бумажном комбинате, Саломбальском целлюлознобумажном комбинате, заводе «Полярная звезда». Теоретическое осмысление проводимых прикладных исследований и разработок, обобщение эмпирических данных воплощается во множестве научных статей, в докладах на научных конференциях, защите кандидатских и докторских диссертациях преподавателей и сотрудников кафедры.
Развитию научной школы кафедры в значительной степени способствовал масштабный междисциплинарный проект-программа по ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Всесоюзная программа «Дети Чернобыля» (руководитель – А.В. Филиппов, ученый секретарь – В.Н. Князев, участники – М.М. Власова, Э.П. Утлик, Н.А. Куртиков, многие члены кафедры, аспиранты, студенты). Одновременно в эти годы стараниями Ю.Д. Красовского на кафедре возникает и развивается идея интерактивных методов управления, создаются первые технологии деловых игр.
1. Lomov B.F., Kitov A.I., Rubahin V.F., Filippov A.V. Aktual’nye problemy psihologii upravlenija [Actual problems of management psychology]. Moscow, 1977. 19 p.
2. Knjazev V.N. Psihologicheskie osnovy situacionnogo podhoda k upravleniju personalom Dokt. Diss. [Psychological bases of the situational approach to personnel management. Doct. Diss.]. Moscow, 1998. 375 p.
3. Svencickij A.L. Social’no-psihologicheskie problemy upravlenija [Socio-psychological problems of management]. Leningrad, 1975. 120 p.
4. Sergienko S.K. Sovremennye otechestvennye tehnologii ocenki i razvitija upravlencheskogo personala [Modern domestic technology assessment and development of management personnel]. Moscow, Knizhnyj mir Publ., 2004. 206 p.
5. Filippov A.V. Management psychology Psihologicheskij zhurna [Psychological magazine], 1980, V. 1, I. 2, pp. 19–28. (in Russian)