НАУЧНАЯ ШКОЛА «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлено описание истоков создания научной школы, ее развитие, основное содержание исследований, которые были осуществлены за время ее существования, перспективы развития, вовлеченность преподавателей, исследователей, аспирантов.

Ключевые слова:
интерактивные методы, научная школа, междисциплинарные проекты.
Текст

В настоящее время на кафедре социологии и психологии управления сформировалась и успешно развивается научная школа, подтверждающая высокий статус выпускающей кафедры.

Со времени создания кафедры социологии и психологии управления в конце 70-х гг. прошлого века научно-исследовательская деятельность ее преподавателей и сотрудников с годами оформляется в достаточно выраженную научную школу. Исходными научными предпосылками были работы Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, А.В. Филиппова, А.Л. Свенцицкого, А.И. Китова и других по психологии и социальной психологии управления. Научно-исследовательская работа организационно велась в трех направлениях: за счет государственного бюджета, на условиях хозяйственного договора и в контексте деятельности диссертационного совета по специальностям «Психология труда» и «Социальная психология». Эти направления не всегда тематически были связаны друг с другом, тем не менее имели общую психолого-управленческую составляющую решения прикладных народно-хозяйственных проблем.

Научная школа кафедры складывалась постепенно, шаг за шагом приобретая свои отличительные особенности и меняя своих лидеров. С начала 80-х гг. XX в. по инициативе А.В. Филиппова был осуществлен ряд исследовательских работ по проектированию систем управления персоналом организации. Им была предложена идея ситуационного подхода в управлении персоналом. Сложилась креативная команда исследователей из числа преподавателей кафедры (В.К. Липинский, В.Н. Князев, С.В. Ковалев, Г.Л. Ильин, В.Н. Воронин, В.Б. Скориков, А.И. Пантуев и др.). Разработка и внедрение системы управления персоналом в контексте ситуационного подхода осуществлялись в научно-производственном объединении «Пластмассы» Минхимпрома СССР, Новодвинском целлюлозно-бумажном комбинате, Саломбальском целлюлознобумажном комбинате, заводе «Полярная звезда». Теоретическое осмысление проводимых прикладных исследований и разработок, обобщение эмпирических данных воплощается во множестве научных статей, в докладах на научных конференциях, защите кандидатских и докторских диссертациях преподавателей и сотрудников кафедры.

Развитию научной школы кафедры в значительной степени способствовал масштабный междисциплинарный проект-программа по ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Всесоюзная программа «Дети Чернобыля» (руководитель – А.В. Филиппов, ученый секретарь – В.Н. Князев, участники – М.М. Власова, Э.П. Утлик, Н.А. Куртиков, многие члены кафедры, аспиранты, студенты). Одновременно в эти годы стараниями Ю.Д. Красовского на кафедре возникает и развивается идея интерактивных методов управления, создаются первые технологии деловых игр.

Список литературы

1. Ломов Б.Ф. Актуальные проблемы психологии управления [Текст] / Б.Ф. Ломов [и др.]. – М., 1977. – 19 с.

2. Князев В.Н. Психологические основы ситуационного подхода к управлению персоналом [Текст]: дис. … д-ра психол. наук / В.Н. Князев. – М., 1998. – 375 с.

3. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – Л., 1975. – 120 с.

4. Сергиенко С.К. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала [Текст] / С.К. Сергиенко. – М.: Книжный мир, 2004. – 206 c.

5. Филиппов А.В. Вопросы психологии управления [Текст] / А.В. Филиппов // Психологический журнал. – 1980. – Т. 1. – № 2. – С. 19–28.

Войти или Создать
* Забыли пароль?