В статье представлено описание истоков создания научной школы, ее развитие, основное содержание исследований, которые были осуществлены за время ее существования, перспективы развития, вовлеченность преподавателей, исследователей, аспирантов.
интерактивные методы, научная школа, междисциплинарные проекты.
В настоящее время на кафедре социологии и психологии управления сформировалась и успешно развивается научная школа, подтверждающая высокий статус выпускающей кафедры.
Со времени создания кафедры социологии и психологии управления в конце 70-х гг. прошлого века научно-исследовательская деятельность ее преподавателей и сотрудников с годами оформляется в достаточно выраженную научную школу. Исходными научными предпосылками были работы Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, А.В. Филиппова, А.Л. Свенцицкого, А.И. Китова и других по психологии и социальной психологии управления. Научно-исследовательская работа организационно велась в трех направлениях: за счет государственного бюджета, на условиях хозяйственного договора и в контексте деятельности диссертационного совета по специальностям «Психология труда» и «Социальная психология». Эти направления не всегда тематически были связаны друг с другом, тем не менее имели общую психолого-управленческую составляющую решения прикладных народно-хозяйственных проблем.
Научная школа кафедры складывалась постепенно, шаг за шагом приобретая свои отличительные особенности и меняя своих лидеров. С начала 80-х гг. XX в. по инициативе А.В. Филиппова был осуществлен ряд исследовательских работ по проектированию систем управления персоналом организации. Им была предложена идея ситуационного подхода в управлении персоналом. Сложилась креативная команда исследователей из числа преподавателей кафедры (В.К. Липинский, В.Н. Князев, С.В. Ковалев, Г.Л. Ильин, В.Н. Воронин, В.Б. Скориков, А.И. Пантуев и др.). Разработка и внедрение системы управления персоналом в контексте ситуационного подхода осуществлялись в научно-производственном объединении «Пластмассы» Минхимпрома СССР, Новодвинском целлюлозно-бумажном комбинате, Саломбальском целлюлознобумажном комбинате, заводе «Полярная звезда». Теоретическое осмысление проводимых прикладных исследований и разработок, обобщение эмпирических данных воплощается во множестве научных статей, в докладах на научных конференциях, защите кандидатских и докторских диссертациях преподавателей и сотрудников кафедры.
Развитию научной школы кафедры в значительной степени способствовал масштабный междисциплинарный проект-программа по ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Всесоюзная программа «Дети Чернобыля» (руководитель – А.В. Филиппов, ученый секретарь – В.Н. Князев, участники – М.М. Власова, Э.П. Утлик, Н.А. Куртиков, многие члены кафедры, аспиранты, студенты). Одновременно в эти годы стараниями Ю.Д. Красовского на кафедре возникает и развивается идея интерактивных методов управления, создаются первые технологии деловых игр.
1. Ломов Б.Ф. Актуальные проблемы психологии управления [Текст] / Б.Ф. Ломов [и др.]. – М., 1977. – 19 с.
2. Князев В.Н. Психологические основы ситуационного подхода к управлению персоналом [Текст]: дис. … д-ра психол. наук / В.Н. Князев. – М., 1998. – 375 с.
3. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – Л., 1975. – 120 с.
4. Сергиенко С.К. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала [Текст] / С.К. Сергиенко. – М.: Книжный мир, 2004. – 206 c.
5. Филиппов А.В. Вопросы психологии управления [Текст] / А.В. Филиппов // Психологический журнал. – 1980. – Т. 1. – № 2. – С. 19–28.