The article deals with communicativistics (Communication Studies) and journalism theory cooperation in interpreting media texts. Also it deals with media text as quantum of social information. Basic terminology connected with «media modulus» is explicated. The conclusions are drawn about partial convergence of two disciplines on the basis of common communicative strategy in media texts scrutiny.
communicativistics, journalism theory, mediality, media modulus, communicology, mass culture.
1. Методологические основания взаимодействия журналистики с коммуникативистикой
В последние десятилетия информационное общество ускоряет темпы развития коммуникативных процессов и коммуникационных технологий, что не только приносит «радости», но и порождает многочисленные проблемы и издержки. Одной из таких проблем является терминологическая и методологическая разноголосица, связанная с уточнением предмета и объекта коммуникативистики (communication studies, иногда — communicativistics) и теории журналистики (journalism theory). Трудно представить изучение теории журналистики (иногда используется громоздкое слово «журналистиковедение») без надежного фундамента филологического и культурософского знания, сконцентрированного в трудах о развитии массовой коммуникации [4; 7; 15; 17; 21], и особенно без знания законов коммуникативистики, или «коммуникологии» (communicology), если понимать и толковать предмет обеих наук обобщенно, без должной дифференциации. СМИ дают пищу многим наукам. Это аксиома, причем изучение границ теории журналистики и разграничение «ведомственных обязанностей» в гуманитарной сфере нельзя считать второстепенной задачей современной науки. Конечно, проведение границ между коммуникативистикой и теорией журналистики, этого бесспорного ядра теории массмедиа (media studies), выводит нас в безбрежную сферу всей гуманитаристики, что объясняет идеал такого изучения — системность и комплексность [3; 10; 16]. Учебное объяснение журналистских и особенно публицистических текстов (далее — ЖТ и ПТ), естественно, немыслимо без учета результатов изучения культуры, языка и собственно медийной традиции передачи опыта от поколения к поколению. И теория журналистики, будучи частью вузовской науки о массмедиа, обязана сделать более решительный поворот к коммуникативистике (коммуникологии). Почему необходима подобная «конвергенция»? Что предопределило «нудительность» такого слияния? Об этом речь пойдет далее.
1. Bakulev G.P. Mass Communication: Western theories and Conceptions. Мoscow, Aspect Press Publ., 2005. 176 p. (in Russian)
2. Vartanova E.L. On the necessity of journalism theory modernization. Vestnik of Moscow Univ-ty. Journ dep, Ser. 10, 2012, I. 1, pр. 7–10. (in Russian)
3. Goichman O.Ya. Communicativistics in modern society. Modern Communicativistics. Мoscow, 2012, I. 1, pp. 4–9. (in Russian)
4. Dobrosclonskaya T. Mediatext: theory and methods of investigation. Vestnik of Moscow Univ-ty. Journ dep, Ser. 10. 2003, I. 2, pp. 29–34. (in Russian)
5. Zemlianova L.M. Foreign Communicativistics on the threshold of Information Society: Dictionary of Terms. Moscow, MSU Publ., 1999. 304 p. (in Russian)
6. Kashkin V.B. Basics of Communication theory. Мoscow, 2007. (in Russian)
7. Kim M.N. Technology of journalistic text creation. Saint Petersburg, 2001. (in Russian)
8. Kirillova N.B. Mediaculture: from Modernism to Postmodernism. Мoscow, 2006. 448 p. (in Russian)
9. Kraig R.T. Communication theory as field of knowledge. Comparativistics. Almanack. Saint Petersburg, 2003, pp. 72–126. (in Russian)
10. Nazarov M.M. Mass Communication in Modern World. Мoscow, 2002. p. 10–11 (in Russian)
11. Rats M.V., Rozina I.N. Communicativistics: problems and ways of development. Available at: http://mic.org.ru/3-nomer-2012/135-kommunikativistika-problemy-i-puti-razvitiya (in Russian)
12. Tupa V. Narratology as discourse analytics. Tver, 2001. 164 p. (in Russian)
13. Sharrkov F.I. Communicology: Encyclopaedic Dictionary. Мoscow, 2015. 768 p. (in Russian)
14. Sharrkov F.I. Communicology: Basics of Communication theory. Moscow, 2010. 592 p. (in Russian)
15. Khorolsky V.V. Foreign journalism In Postmodern era. Voronezh, 2012. 214 p. (in Russian)
16. Khorolsky V.V. Communicativistics and journalism theory in the context of media globalization. Herald of Volgograd University. Ser. 8. Volgograd, 2009. p. 76–82. (in Russian)
17. Yudina E.M. Meddiaspace as cultural and social system. Moscow, 2005. 320 p. (in Russian)
18. Craig R.T. Applied communication research in a practical discipline / R.T. Craig. Applied communication in the 21st century. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1995. 234.
19. Curran J., Gurevitch M., Woollacott J. The Study of the Media: Theoretical Approaches. Gurevitch M., Bennett, T., Curran J., Woollacott J. Culture, Society and the Media. Part 1. London, 1982. p. 27.
20. Fiske J. Introduction to Communication Studies. London and New York, 1997. P. 14.
21. RAZÓN Y PALABRA Primera Revista Electrónica en América Latina Especializada en Comunicación. — URL: www.razonypalabra.org.mx “SEMIÓTICA Y COMUNICOLOGÍA: Historias y propuestas de una mirada científica en construcción”. Número 72, 2003. Available at: www.razonypalabra.org.mx/
22. Available at: http://www.bk55.ru/magazine/archive/2012/319/20299/