В статье рассмотрены вопросы взаимодействия теории журналистики и коммуникативистики в СМИ. Рассмотрены также некоторые аспекты анализа медийных текстов как квантов социальной информации. Пояснен термин «медийный модуль». Сделаны выводы о неизбежности частичного слияния двух дисциплин на базе единой коммуникативной стратегии, что связано с эволюцией гуманитарного знания в информационном обществе.
коммуникативистика, теория журналистики, медийность, медийный модуль, коммуникология, массовая культура.
1. Методологические основания взаимодействия журналистики с коммуникативистикой
В последние десятилетия информационное общество ускоряет темпы развития коммуникативных процессов и коммуникационных технологий, что не только приносит «радости», но и порождает многочисленные проблемы и издержки. Одной из таких проблем является терминологическая и методологическая разноголосица, связанная с уточнением предмета и объекта коммуникативистики (communication studies, иногда — communicativistics) и теории журналистики (journalism theory). Трудно представить изучение теории журналистики (иногда используется громоздкое слово «журналистиковедение») без надежного фундамента филологического и культурософского знания, сконцентрированного в трудах о развитии массовой коммуникации [4; 7; 15; 17; 21], и особенно без знания законов коммуникативистики, или «коммуникологии» (communicology), если понимать и толковать предмет обеих наук обобщенно, без должной дифференциации. СМИ дают пищу многим наукам. Это аксиома, причем изучение границ теории журналистики и разграничение «ведомственных обязанностей» в гуманитарной сфере нельзя считать второстепенной задачей современной науки. Конечно, проведение границ между коммуникативистикой и теорией журналистики, этого бесспорного ядра теории массмедиа (media studies), выводит нас в безбрежную сферу всей гуманитаристики, что объясняет идеал такого изучения — системность и комплексность [3; 10; 16]. Учебное объяснение журналистских и особенно публицистических текстов (далее — ЖТ и ПТ), естественно, немыслимо без учета результатов изучения культуры, языка и собственно медийной традиции передачи опыта от поколения к поколению. И теория журналистики, будучи частью вузовской науки о массмедиа, обязана сделать более решительный поворот к коммуникативистике (коммуникологии). Почему необходима подобная «конвергенция»? Что предопределило «нудительность» такого слияния? Об этом речь пойдет далее.
1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: Учеб. пособие / Г.П. Бакулев. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 176 с.
2. Вартанова Е.В. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ [Текст] / Е.В. Вартанова // Вестник Московского ун-та. — 2012. — № 1. — С. 7–10.
3. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе [Текст] / О.Я. Гойхман // Современная коммуникативистика. — 2012. — № 1. — С. 4–9.
4. Добросклонская Т. Медиатекст: теория и методы изучения [Текст] / Т. Добросклонская // Вестник Московского ун-та. — 2003. — № 2. — С. 29–32.
5. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций [Текст] / Л.М. Землянова. — М.: МГУ, 1999. — 304 с.
6. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации [Текст]: Краткий курс / В.Б. Кашкин. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. — 284 с.
7. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения [Текст] / М.Н. Ким. — СПб., 2001. — 510 с.
8. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к пост модерну [Текст] / Н.Б. Кириллова. — 2-e изд. — М., 2006. — 448 с.
9. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания [Текст] / Р.Т. Крейг // Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. — Вып. 3 / Под ред. Л.А. Вербицкой [и др.]. — СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. — С. 72–126.
10. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [Текст] / М.М. Назаров. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — С. 10–11.
11. Рац М.В. Коммуникативистика: проблемы и пути развития [Электронный ресурс] / М.В. Рац, И.Н. Розина. — URL: http://mic.org.ru/3-nomer-2012/135-kommunikativistika-problemyi-puti-razvitiya/
12. Тюпа В. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова) [Текст] / В. Тюпа. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. — 164 с.
13. Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник [Текст] / Ф.И. Шарков. 3-е изд. — М., 2015. — 768 с.
14. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник / Ф.И. Шарков. — М.: Дашков и К°, 2010. — 592 с.
15. Хорольский В.В. Зарубежная публицистика в эпоху постмодерна. Проблемы анализа медийных дискурсов [Текст] / В.В. Хорольский. — Воронеж, 2012. — 214 с.
16. Хорольский В.В. Коммуникативистика и теория журналистики в контексте медийной глобализации: методологические загадки [Текст] / В.В. Хорольский // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2009. — Вып. 8. — С. 76–82.
17. Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система [Текст] / Е.Н. Юдина. — М.: Прометей, 2005. — 321 с.
18. Craig R.T. Applied communication research in a practical discipline / R. T. Craig // Applied communication in the 21st century. — Mahwah, NJ: Erlbaum, 1995. — 234 р.
19. Curran J., Gurevitch M., Woollacott J. The Study of the Media: Theoretical Approaches // Gurevitch M., Bennett T., Curran J., Woollacott J. Culture, Society and the Media. Part 1. London, 1982. — P. 27.
20. Fiske J. Introduction to Communication Studies. London and New York, 1997. 218 р.
21. RAZÓN Y PALABRA Primera Revista Electrónica en América Latina Especializada en Comunicación. — URL: www.razonypalabra.org.mx “SEMIÓTICA Y COMUNICOLOGÍA: Historias y propuestas de una mirada científica en construcción”. Número 72, 2003. — URL: www.razonypalabra.org.mx/
22. URL: http://www.bk55.ru/magazine/archive/2012/319/20299/