AXIOLOGICAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE THEORY OF PUBLIC RELATIONS AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON AND THE TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the main provisions of the monograph by E.A. Osipova "Axiological foundations of the theory of Public Relations", revealing the socio-philosophical aspects of Public Relations as a sociocultural phenomenon and type of professional activity and the key terms of the humanization of modern PR-practice.

Keywords:
axiological approach, social communication, public relations, globalization, identity.
Text

Сегодня, в эру переживаемого нами информационного бума, связи с общественностью относятся к тем областям гуманитарного знания, которые едва ли не интенсивней всего изучаются теоретиками и при этом крайне активно востребованы практиками. Как в западной, так и в отечественной научной литературе исследуются разные аспекты развития данного ответвления массовых коммуникаций. Речь идет об изучении их механизмов, инструментов, приемов, направлений применения, эффективности и многого другого. Однако существует крайне мало работ, которые ставили бы перед научной общественностью вопросы не тактического использования PR, а их стратегического осмысления, постулирующие не локальный, технологический подход к связям с общественностью, а глубокий философский и социокультурный анализ их существования. И в этом смысле монографическое исследование Е.А. Осиповой, посвященное аксиологическим основаниям связей с общественностью, представляется не просто актуальным, давно ожидаемым, но даже первопроходческим, отвечающим на самые сложные вызовы времени. 

Важно отметить, что данная монография явилась результатом социально-аксиологического осмысления многих аспектов эволюции и современного состояния связей с общественностью в предшествующих работах автора. Так, Е.А. Осиповой с аксиологических позиций рассматривались такие вопросы, как: эволюция связей с общественностью как социокультурного феномена [4, 8, 17]; развитие связей с общественностью в дореволюционной и Советской России [15]; влияние социальных наук на развитие связей с общественностью как вида профессиональной деятельности [9]; роль связей с общественностью в развитии отечественной науки [12]; влияние связей с общественностью на формирование позитивного образа стран и регионов [14]; роль этического регулирования связей с общественностью [5, 7] и др. Основными доминантами работ исследователя, посвященных связям с общественностью, является критический анализ маркетизации социальных коммуникаций и связей с общественностью как их вида [1–3, 5, 6, 13] и выявление роли и потенциала связей с общественностью в формировании ценностного коммуникативного пространства и в установлении ценностно-смысловых связей в современном социуме [1, 3, 10, 11]. 

Задавая небанальный вектор исследовательского поиска, автор монографии «Аксиологические основания теории связей с общественностью» неизбежно столкнулась с необходимостью междисциплинарного, комплексного изучения поставленных проблем. В результате получилась работа «на стыке» философии, культурологи, истории, социологии, коммуникативистики, теории связей с общественностью и других областей знания, что придало исследованию особую зримость и «многомерность». Впечатляют огромный массив и высокое качество охваченного автором теоретического и эмпирического материала, добротность исследовательского инструментария, убедительность выводов и рекомендаций. Сочетая теоретическую глубину погружения в проблему с опорой на собственный эмпирический опыт, Е.А. Осипова сумела представить оригинальное и яркое исследование, обладающее как высоким уровнем научной новизны, так и бесспорной практической значимостью.

Первая глава монографии посвящена теоретико-методологическому анализу связей с общественностью как особого социокультурного феномена; она раскрывает предпосылки возникновения и детерминанты эволюции связей с общественностью, условия профессиональной институционализации и аксиологические основания этого типа деятельности, а также основные современные научно-теоретические подходы к определению понятия связей с общественностью. Весьма интересен историко-генетический анализ интересующего автора феномена, помогающий на основе этнографических, исторических, культурологических, политологических и иных источников определить этапы становления связей с общественностью, особенности их развития, социально-коммуникативные функции, которые они реализовывали на каждом этапе своего становления. Данный анализ позволяет автору прийти к заключению, что «связи с общественностью являются социальным институтом, реализующим коммуникативные функции в каждой социальной общности, вне зависимости от стадии общественного развития, культурно-исторического типа, формы правления, содержания деятельности и т.д.» [1, с. 28]. Подобный исторический «срез» не только становится объемным фоном для последующих выводов и размышлений автора, но и создает необходимые предпосылки для решения сложных, поставленных в монографии задач.

Рассматривая далее становление связей с общественностью как института профессиональной деятельности, процессы их «прагматизации» и «маркетизации», Е.А. Осипова предлагает свое, авторское видение причин аксиологических противоречий данного феномена и определения их сути. По мнению исследователя, прагматизация связей с общественностью отразилась «…в манипулятивном характере PR-коммуникаций, их нацеленности на реализацию интересов инициаторов коммуникативного воздействия, утилитаризации социальных, политических и культурных взаимосвязей» [1, с. 49]. Маркетизация PR, в свою очередь, «…проявилась в редуцировании социального содержания связей с общественностью как социального института и конституировании PR-практики как инструмента интегрированных маркетинговых коммуникаций [1, с. 50].

Значительный интерес в данном разделе, на наш взгляд, представляет мысль автора о том, что аксиологическими основаниями профессиональной институционализации связей с общественностью в США и России стали ценности власти и богатства как базовые ценности наиболее сильных и активных политических и экономических субъектов, что и предопределило многие ценностные проблемы становления и развития данной деятельности. 

Важна типологизация подходов к определению связей с общественностью, предпринятая автором. Предлагая собственный аксиологический подход наряду с традиционными маркетинговым и социально-психологическим, Е.А. Осипова убедительно обосновывает его смысловую значимость и преимущества.

Вторая глава монографии посвящена раскрытию методологии исследования аксиологических оснований связей с общественностью как вида социальных коммуникаций. Здесь делается справедливый вывод об актуальности аксиологического подхода к социальным коммуникациям для гуманистического развития интересующего автора феномена, ставится и решается задача ценностного анализа внутренних и внешних связей с общественностью. Обращает на себя внимание принципиальный не технологический, не инструментальный, а широкий, стратегический подход автора к связям с общественностью, постулирование автором важной идеи о ценностной взаимной детерминации внутренних и внешних связей с общественностью.

Третья глава монографии акцентирует внимание на проблемах развития связей с общественностью в условиях глобализации. Рассматривая трансформацию данного феномена в глобальном коммуникативном пространстве, Е.А. Осипова проводит интересные параллели между современными объективными процессами глобализации и намечающимися новыми тенденциями развития связей с общественностью. Выявление и формулировка данных тенденций, с нашей точки зрения, является одним из бесспорных достоинств работы. Столь же важны в монографии выводы о необходимости выработки аксиологических принципов данной деятельности, способных преодолеть недоработки существующих сегодня этических кодексов, и обоснование новой аксиологической концепции подхода к связям с общественностью.

В центре четвертой главы монографии лежит методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Для выявления условий гуманизации связей с общественностью в контексте личностного развития в исследовании анализируется опыт осмысления в социально-философском знании феномена личности, ее сущностных характеристик, условий сохранения личностного бытия в современном социуме. Вскрывая причины негативного восприятия PR-деятельности в современном обществе, намечая пути преодоления аксиологических противоречий, существующих в данной отрасли, Е.А. Осипова убедительно обосновывает и доказывает свою концепцию аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития, поскольку как внутренние, так и внешние PR-коммуникации, разрушающие личность и личностные основания человеческого бытия, содействуют разрушению общества и человеческой культуры.

В целом, монография Е.А. Осиповой представляет собой серьезное самостоятельное и творческое исследование важных социально-философских проблем теории и практики связей с общественностью, обладающее как зримой теоретической ценностью, так и прикладной значимостью. Фундаментальный характер исследования Е.А. Осиповой определяют такие факторы, как актуальность, новизна, концептуальность, доказательность, перспективность и возможность внедрения результатов исследования в коммуникативную практику.

References

1. Osipova E.A. Aksiologicheskie osnovaniya teorii svyazey s obshchestvennost´yu. Monografiya [Tekst] / E.A. Osipova. – M.: INFRA-M, 2015. – 227 c.

2. Osipova E.A. Marketingovaya ekspansiya v prostranstvo politicheskogo [Tekst] / E.A. Osipova. Vestnik RGGU. – 2015. – № 11 (154). – S. 9–17.

3. Osipova E.A. Svyazi s obshchestvennost´yu kak sredstvo formirovaniya tsennostnogo kommunikativnogo prostranstva [Elektronnyy resurs]: monografiya. – M.: NITs INFRA-M, 2015. – 144 s. – URL: http://www.znanium.com/

4. Osipova E.A. Teoriya i praktika sotsiokul´turnogo brendinga. Tsennostnye aspekty sozdaniya brendov v sotsial´noy sfere [Elektronnyy resurs]: uchebnoe posobie. – M.: NITs INFRA-M, 2015. – 156 s. – URL: http://www.znanium.com/

5. Osipova E.A. Sotsiologiya massovoy kommunikatsii [Tekst]: uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vysshego professional´nogo obrazovaniya, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki «Reklama i svyazi s obshchestvennost´yu». Grif UMO / E.A. Osipova, I.V. Orlova, I.V. Sokolova. – M.: Izdatel´skiy tsentr «Akademiya», 2014. – 400 s.

6. Osipova E.A. Sovremennoe ponimanie demokraticheskoy i totalitarnoy modeley massovoy kommunikatsii i problemy demokratizatsii kommunikatsiy v globaliziruyushchemsya mire [Tekst] / E.A. Osipova. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial´nogo universiteta. – M.: RGSU, 2013. – № 4 (117). – C. 100–104.

7. Osipova E.A. Aksiologicheskaya rol´ razrabotki eticheskikh printsipov svyazey s obshchestvennost´yu globaliziruyushchegosya sotsiuma [Tekst] / I.V. Orlova, E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. – 2011. – № 4 (70). – S. 228–237.

8. Osipova E.A. Evolyutsiya svyazey s obshchestvennost´yu v sotsial´noy sfere v usloviyakh globalizatsii [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. – 2011. – № 4 (70). – S. 174–186.

9. Osipova E.A. Vliyanie sotsial´nykh nauk na razvitie svyazey s obshchestvennost´yu kak vida professional´noy deyatel´nosti [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. – 2010. – № 3 (57). – S. 167–181.

10. Osipova E.A. Tsennostnye imperativy v PR-deyatel´nosti [Tekst]: E.A. Osipova, L.E. Shmakova. Uchenye zapiski RGSU. – 2010. – № 5 (81). – S. 75–81.

11. Osipova E.A. Rol´ Public Relations v ustanovlenii tsennostno-smyslovykh svyazey v sovremennom sotsiokul´turnom prostranstve [Tekst] / E.A. Osipova, I.M. Melikov. Chelovecheskiy kapital. – 2010. – № 7 (19). – Ch. 2. – S. 480–485.

12. Osipova E.A. Svyazi s obshchestvennost´yu i razvitie rossiyskoy nauki [Tekst] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. – 2010. – № 8 (20). – S. 190–192. – Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/

13. Osipova E.A. Professional´naya podgotovka spetsialistov po svyazyam s obshchestvennost´yu k realizatsii aksiologicheskogo podkhoda v PR-praktike [Elektronnyy resurs]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD. – 2010. – № 8. – S. 29–32. – URL: http://www.znanium.com/

14. Osipova E.A. Formirovanie pozitivnogo obraza stran i regionov [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. – 2010. – № 11 (65). – S. 39–45.

15. Osipova E.A. Razvitie svyazey s obshchestvennost´yu v dorevolyutsionnoy i Sovetskoy Rossii [Tekst] / E.A. Osipova. Uchenye zapiski RGSU. – 2010. – № 11 (87). – S. 32–36. – Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/

16. Osipova E.A. Sotsial´no-filosofskiy analiz sovremennykh podkhodov k opredeleniyu svyazey s obshchestvennost´yu [Tekst] / E.A. Osipova. Uchenye zapiski RGSU. – 2009. – № 4 (67). – S. 126–130.

17. Osipova E.A. Svyazi s obshchestvennost´yu v sotsial´noy sfere. Tsennostno-orientirovannyy podkhod k PR-praktike [Tekst]: monografiya / E.A. Osipova. – M.: IPK gossluzhby RAGS, 2007. – 128 c.

Login or Create
* Forgot password?