В статье анализируются основные положения монографии Е.А. Осиповой «Аксиологические основания теории связей с общественностью», раскрывающей социально-философские аспекты связей с общественностью как социокультурного феномена и вида профессиональной деятельности и ключевые условия гуманизации современной PR-практики.
аксиологический подход, социальные коммуникации, связи с общественностью, глобализация, личность.
Сегодня, в эру переживаемого нами информационного бума, связи с общественностью относятся к тем областям гуманитарного знания, которые едва ли не интенсивней всего изучаются теоретиками и при этом крайне активно востребованы практиками. Как в западной, так и в отечественной научной литературе исследуются разные аспекты развития данного ответвления массовых коммуникаций. Речь идет об изучении их механизмов, инструментов, приемов, направлений применения, эффективности и многого другого. Однако существует крайне мало работ, которые ставили бы перед научной общественностью вопросы не тактического использования PR, а их стратегического осмысления, постулирующие не локальный, технологический подход к связям с общественностью, а глубокий философский и социокультурный анализ их существования. И в этом смысле монографическое исследование Е.А. Осиповой, посвященное аксиологическим основаниям связей с общественностью, представляется не просто актуальным, давно ожидаемым, но даже первопроходческим, отвечающим на самые сложные вызовы времени.
Важно отметить, что данная монография явилась результатом социально-аксиологического осмысления многих аспектов эволюции и современного состояния связей с общественностью в предшествующих работах автора. Так, Е.А. Осиповой с аксиологических позиций рассматривались такие вопросы, как: эволюция связей с общественностью как социокультурного феномена [4, 8, 17]; развитие связей с общественностью в дореволюционной и Советской России [15]; влияние социальных наук на развитие связей с общественностью как вида профессиональной деятельности [9]; роль связей с общественностью в развитии отечественной науки [12]; влияние связей с общественностью на формирование позитивного образа стран и регионов [14]; роль этического регулирования связей с общественностью [5, 7] и др. Основными доминантами работ исследователя, посвященных связям с общественностью, является критический анализ маркетизации социальных коммуникаций и связей с общественностью как их вида [1–3, 5, 6, 13] и выявление роли и потенциала связей с общественностью в формировании ценностного коммуникативного пространства и в установлении ценностно-смысловых связей в современном социуме [1, 3, 10, 11].
Задавая небанальный вектор исследовательского поиска, автор монографии «Аксиологические основания теории связей с общественностью» неизбежно столкнулась с необходимостью междисциплинарного, комплексного изучения поставленных проблем. В результате получилась работа «на стыке» философии, культурологи, истории, социологии, коммуникативистики, теории связей с общественностью и других областей знания, что придало исследованию особую зримость и «многомерность». Впечатляют огромный массив и высокое качество охваченного автором теоретического и эмпирического материала, добротность исследовательского инструментария, убедительность выводов и рекомендаций. Сочетая теоретическую глубину погружения в проблему с опорой на собственный эмпирический опыт, Е.А. Осипова сумела представить оригинальное и яркое исследование, обладающее как высоким уровнем научной новизны, так и бесспорной практической значимостью.
Первая глава монографии посвящена теоретико-методологическому анализу связей с общественностью как особого социокультурного феномена; она раскрывает предпосылки возникновения и детерминанты эволюции связей с общественностью, условия профессиональной институционализации и аксиологические основания этого типа деятельности, а также основные современные научно-теоретические подходы к определению понятия связей с общественностью. Весьма интересен историко-генетический анализ интересующего автора феномена, помогающий на основе этнографических, исторических, культурологических, политологических и иных источников определить этапы становления связей с общественностью, особенности их развития, социально-коммуникативные функции, которые они реализовывали на каждом этапе своего становления. Данный анализ позволяет автору прийти к заключению, что «связи с общественностью являются социальным институтом, реализующим коммуникативные функции в каждой социальной общности, вне зависимости от стадии общественного развития, культурно-исторического типа, формы правления, содержания деятельности и т.д.» [1, с. 28]. Подобный исторический «срез» не только становится объемным фоном для последующих выводов и размышлений автора, но и создает необходимые предпосылки для решения сложных, поставленных в монографии задач.
Рассматривая далее становление связей с общественностью как института профессиональной деятельности, процессы их «прагматизации» и «маркетизации», Е.А. Осипова предлагает свое, авторское видение причин аксиологических противоречий данного феномена и определения их сути. По мнению исследователя, прагматизация связей с общественностью отразилась «…в манипулятивном характере PR-коммуникаций, их нацеленности на реализацию интересов инициаторов коммуникативного воздействия, утилитаризации социальных, политических и культурных взаимосвязей» [1, с. 49]. Маркетизация PR, в свою очередь, «…проявилась в редуцировании социального содержания связей с общественностью как социального института и конституировании PR-практики как инструмента интегрированных маркетинговых коммуникаций [1, с. 50].
Значительный интерес в данном разделе, на наш взгляд, представляет мысль автора о том, что аксиологическими основаниями профессиональной институционализации связей с общественностью в США и России стали ценности власти и богатства как базовые ценности наиболее сильных и активных политических и экономических субъектов, что и предопределило многие ценностные проблемы становления и развития данной деятельности.
Важна типологизация подходов к определению связей с общественностью, предпринятая автором. Предлагая собственный аксиологический подход наряду с традиционными маркетинговым и социально-психологическим, Е.А. Осипова убедительно обосновывает его смысловую значимость и преимущества.
Вторая глава монографии посвящена раскрытию методологии исследования аксиологических оснований связей с общественностью как вида социальных коммуникаций. Здесь делается справедливый вывод об актуальности аксиологического подхода к социальным коммуникациям для гуманистического развития интересующего автора феномена, ставится и решается задача ценностного анализа внутренних и внешних связей с общественностью. Обращает на себя внимание принципиальный не технологический, не инструментальный, а широкий, стратегический подход автора к связям с общественностью, постулирование автором важной идеи о ценностной взаимной детерминации внутренних и внешних связей с общественностью.
Третья глава монографии акцентирует внимание на проблемах развития связей с общественностью в условиях глобализации. Рассматривая трансформацию данного феномена в глобальном коммуникативном пространстве, Е.А. Осипова проводит интересные параллели между современными объективными процессами глобализации и намечающимися новыми тенденциями развития связей с общественностью. Выявление и формулировка данных тенденций, с нашей точки зрения, является одним из бесспорных достоинств работы. Столь же важны в монографии выводы о необходимости выработки аксиологических принципов данной деятельности, способных преодолеть недоработки существующих сегодня этических кодексов, и обоснование новой аксиологической концепции подхода к связям с общественностью.
В центре четвертой главы монографии лежит методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Для выявления условий гуманизации связей с общественностью в контексте личностного развития в исследовании анализируется опыт осмысления в социально-философском знании феномена личности, ее сущностных характеристик, условий сохранения личностного бытия в современном социуме. Вскрывая причины негативного восприятия PR-деятельности в современном обществе, намечая пути преодоления аксиологических противоречий, существующих в данной отрасли, Е.А. Осипова убедительно обосновывает и доказывает свою концепцию аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития, поскольку как внутренние, так и внешние PR-коммуникации, разрушающие личность и личностные основания человеческого бытия, содействуют разрушению общества и человеческой культуры.
В целом, монография Е.А. Осиповой представляет собой серьезное самостоятельное и творческое исследование важных социально-философских проблем теории и практики связей с общественностью, обладающее как зримой теоретической ценностью, так и прикладной значимостью. Фундаментальный характер исследования Е.А. Осиповой определяют такие факторы, как актуальность, новизна, концептуальность, доказательность, перспективность и возможность внедрения результатов исследования в коммуникативную практику.
1. Осипова Е.А. Аксиологические основания теории связей с общественностью. Монография [Текст] / Е.А. Осипова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 227 c.
2. Осипова Е.А. Маркетинговая экспансия в пространство политического [Текст] / Е.А. Осипова // Вестник РГГУ. – 2015. – № 11 (154). – С. 9–17.
3. Осипова Е.А. Связи с общественностью как средство формирования ценностного коммуникативного пространства [Электронный ресурс]: монография. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 144 с. – URL: http://www.znanium.com/
4. Осипова Е.А. Теория и практика социокультурного брендинга. Ценностные аспекты создания брендов в социальной сфере [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 156 с. – URL: http://www.znanium.com/
5. Осипова Е.А. Социология массовой коммуникации [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Гриф УМО / Е.А. Осипова, И.В. Орлова, И.В. Соколова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400 с.
6. Осипова Е.А. Современное понимание демократической и тоталитарной моделей массовой коммуникации и проблемы демократизации коммуникаций в глобализирующемся мире [Текст] / Е.А. Осипова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М.: РГСУ, 2013. – № 4 (117). – C. 100–104.
7. Осипова Е.А. Аксиологическая роль разработки этических принципов связей с общественностью глобализирующегося социума [Текст] / И.В. Орлова, Е.А. Осипова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 4 (70). – С. 228–237.
8. Осипова Е.А. Эволюция связей с общественностью в социальной сфере в условиях глобализации [Текст] / Е.А. Осипова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 4 (70). – С. 174–186.
9. Осипова Е.А. Влияние социальных наук на развитие связей с общественностью как вида профессиональной деятельности [Текст] / Е.А. Осипова // Социальная политика и социология. – 2010. – № 3 (57). – С. 167–181.
10. Осипова Е.А. Ценностные императивы в PR-деятельности [Текст]: Е.А. Осипова, Л.Е. Шмакова // Ученые записки РГСУ. – 2010. – № 5 (81). – С. 75–81.
11. Осипова Е.А. Роль Public Relations в установлении ценностно-смысловых связей в современном социокультурном пространстве [Текст] / Е.А. Осипова, И.М. Меликов // Человеческий капитал. – 2010. – № 7 (19). – Ч. 2. – С. 480–485.
12. Осипова Е.А. Связи с общественностью и развитие российской науки [Текст] / Е.А. Осипова // Человеческий капитал. – 2010. – № 8 (20). – С. 190–192. – Режим доступа: http://www.znanium.com/
13. Осипова Е.А. Профессиональная подготовка специалистов по связям с общественностью к реализации аксиологического подхода в PR-практике [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД. – 2010. – № 8. – С. 29–32. – URL: http://www.znanium.com/
14. Осипова Е.А. Формирование позитивного образа стран и регионов [Текст] / Е.А. Осипова // Социальная политика и социология. – 2010. – № 11 (65). – С. 39–45.
15. Осипова Е.А. Развитие связей с общественностью в дореволюционной и Советской России [Текст] / Е.А. Осипова // Ученые записки РГСУ. – 2010. – № 11 (87). – С. 32–36. – Режим доступа: http://www.znanium.com/
16. Осипова Е.А. Социально-философский анализ современных подходов к определению связей с общественностью [Текст] / Е.А. Осипова // Ученые записки РГСУ. – 2009. – № 4 (67). – С. 126–130.
17. Осипова Е.А. Связи с общественностью в социальной сфере. Ценностно-ориентированный подход к PR-практике [Текст]: монография / Е.А. Осипова. – М.: ИПК госслужбы РАГС, 2007. – 128 c.