THE TERRITORY OF COMMUNICATIVITY: THE SEARCH BOUNDARIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an overview of the materials of the scientific journal "Modern communication studies» (№5, 2015). The basic problems of communication are given, which are reflected in the articles. Issues of religion are considered in the context of the scriptures and their interpretation in modern society. Communicative text is understood not only as the relationship of literary images, but also as a colorful and dynamic virtual world recreated with digital technology. The relationship in various fields of activity set out in the perspective of speech, graphic and visual communication. This issue is completed by the scientific essay on the topic of Kazakhstan´s model of social cohesion and national unity.

Keywords:
communication study, communication, company, text, semiotics.
Text

Несмотря на невиданное доселе развитие информационных систем, наша жизнь по-прежнему определяется, по сути, «…не информацией, а взаимодействием людей во всех сферах жизнедеятельности» [6, с. 6]. В этом номере журнала я бы особо выделил следующие проблемы коммуникативистики (взаимодействия), которые нашли здесь отражение. 

Коммуникативистика и религия

Парадокс современного общества видится мне в том, что, чем глубже научное проникновение в жизнедеятельность, тем сильнее действуют религиозные представления о взаимодействии людей, тем резче проявляется именно божественная составляющая человечества. В чем причина? Может быть, правы иностранные ученые, по гипотезе которых «…в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании Бога» [13, с. 19]. В любом случае к этой теме необходимо относиться осторожно и деликатно.

В этом смысле особый интерес представляет статья д-ра пед. наук, проф. С.С. Оганесяна, в которой предпринимается попытка показать, что восприятие текстов Священных Писаний зависит от ментальной цивилизации, следовательно, их коммуникативная функция строго обусловлена ментальностью реципиентов. Обосновывается недопустимость подхода к текстам Торы, Нового Завета и Корана, рассчитанным на принципиально иную ментальную цивилизацию, как к экстремистским и подпадающим под действие Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 

Итак, действительно ли тексты Торы, Нового Завета и Корана содержат элементы религиозного экстремизма, подпадающие под действие уголовно-наказуемых деяний в соответствии с ныне действующими Конституцией РФ и УК РФ, и необходимо ли в связи с этим внести коррекцию не только в соответствующие законодательные акты, но и в саму Конституцию РФ? 

Отвечая на этот вопрос, автор приходит к выводу, что надлежит исключить из правовой регламентации понятия экстремизм «пропаганду исключительности и превосходства в религиозной сфере» [10].

Эта статья является логическим продолжением исследования С.С. Оганесяна, опубликованном в предыдущем номере [11].

Коммуникативистика и текст

Проблема проявления коммуникативистики в текстах освещается в этом номере всесторонне и убедительно. Так, в статье д-ра филол. наук, проф. Л.В. Минаевой рассматривается использование мультимедийного нарратива в текстах связей с общественностью, предназначенных для различных ключевых аудиторий компании – клиентов, журналистов и сотрудников.

Цифровые технологии позволяют пользователю передавать информацию самыми различными способами, путем сложного переплетения картинки, текста, композиции, звучащей речи и видео. Таким образом, пользователи «…наслаждаются самими процессом создания контента, реализуя свои потребности в творчестве» [9]. Обладая разными техническими возможностями, все медиа вместе создают красочный и динамичный виртуальный мир, частью которого становится и потребитель.

Это положение конкретизируется в статье И.В. Бухариной, где представлены результаты функционирования на региональном медиа-рынке крупнейших СМК. Исследуемые СМК в регионе (на примере Челябинска) играют роль социального института, обеспечивающего производство, распространение и контроль общественных коммуникаций [5].

В статье д-ра филол. наук, проф. В.Н. Базылева представлены краткое описание стандартизованной методики для диагностики понимания текста, а также результаты применения этой  методики при обучении студентов. Описаны пять уровней понимания текста. Обсуждается прикладное значение результатов диагностики понимания текста [2].

В статье д-ра филол. наук, проф. Б.Г. Бобылева проводится сопоставительный стиховедческий анализ поэтических текстов на примере стихотворений В. Луговского и В. Набокова, посвященных Родине. Отстаивается мысль о сохранении единого текстового пространства отечественной поэзии в условиях разделения русского народа. Отмечается опосредованная связь дисгармонических ритмов и мотивов в поэзии Луговского и Набокова с кризисными процессами в европейской цивилизации и культуре начала XX в. Делается вывод о разнообразии собственно стиховых средств (рифмы, звукописи, вариаций метра), преобладании ритмомелодического начала в тексте В. Луговского в противовес риторической структуре стихотворения В. Набокова, тяготеющего в своей стилистике к прозе. В качестве объединяющего начала для обоих стихотворений является трансформация традиционного образа Родины-матери в духе стилистики модерна [4].

В статье канд. филол. наук, доцента А.Ю. Широких рассматривается значимость песенного жанра как ресурса для изучения английского языка. Физиология и психология восприятия, стимуляция мнемических процессов, нарративность, контекстуальность, эмотивная и аппелятивная функции песенного жанра наряду с социокультурной составляющими рассматриваются как важные составляющие песенного жанра. В качестве примера приводится отрывок занятия, разработанный на основе аутентичной нарративной песни социально-экономической тематики. Автор разбирает художественные и языковые особенности этого материала, представляет коммуникативные упражнения для работы с текстом [12].

Коммуникация в различных сферах деятельности 

Речевая коммуникация

Говоря о речевой коммуникации, приведу статью канд. филол. наук, доцента Ю.В. Агеевой. В результате изучения процесса коммуникации на собеседовании-интервью были выявлены уникальные речевые тактики, которые использует интервьюер для реализации своей главной стратегии – диагностики соискателя. Особое место среди них занимает тактика, основанная на фатическом жанре «разговор ни о чём». Она реализуется в нетипичной для фатики «роли» – с целью информировать рекрутёра о степени соответствия кандидата рассматриваемой должности [1].

Изобразительная коммуникация

В статье канд. филол. наук, доцента Бастрыкиной затронуты проблемы коммуникативистики в изобразительном искусстве, а также рассмотрены вопросы трансформации сферы познания и аспекты, определяющие творческое мышление и восприятие различных форм изобразительного искусства. Эстетическая идея художественного произведения – как конкретный художественный образ, в котором и через который художник как представитель искусства выражает свое отношение к действительности, вступает в коммуникацию с адресатом. Делает выводы сам читатель, зритель или слушатель. Именно в этом глубинная суть той коммуникации, которая осуществляется изобразительными средствами через полотно, созданное художником.

Визуальная коммуникация

Ярким примером научного развития визуальной коммуникации является статья канд. техн., доцента Е.Г Бердичевского. В ней рассматриваются семиотические основы процесса разработки визуально-рекламных коммуникаций. Конкретизируются понятия знака, символа, кода. Анализируются виды кодирования и декодирования. Предложен новый вариант таблиц эмоциональных характеристик линий и элементарных фигур. Рассмотрены принципиальные схемы визуальной коммуникации применительно к рекламному общению. Автор считает, что «…перспективными направлениями являются исследования семиотических процедур применительно к сложным видам рекламы (телевизионной, интернет-рекламы и др.), а также привлечение невербальной семиотики к проблемам визуальной коммуникативистики» [3].

Научный очерк

Научный очерк является сравнительно новым речевым жанром, которого нет в подробном списке речевых жанров, приведенным в монографии В.В. Дементьева «Теория речевых жанров» [7, с. 294–304].

С этой точки зрения, несомненный интерес, на мой взгляд, представляет научный очерк канд. филос. наук С.Ю. Ключникова о проходившем в г. Астане с 1 по 3 июля 2015 г. Форуме Ассамблеи народов Казахстана, посвященном теме казахстанской модели общественного согласия и национального единства. Автор представлял Евразийское отделение Академии естественных наук на этом масштабном собрании, которое Пан Ги Мун назвал «Организацией Объединенных Наций в миниатюре». Созданная двадцать лет назад, Ассамблея стала, по словам президента страны Н. Назарбаева, влиятельной «площадкой для международного диалога и принятия глобальных решений» [8].

Поиск границ коммуникативистики продолжается в процессе обобщения и конкретизации.

References

1. Ageeva Yu.V. Fatika v rechevom povedenii rekrutera [Tekst] / Yu.V. Ageeva. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

2. Bazylev V.N. Kommunikativnyy smysl teksta i ego ponimanie [Tekst] / V.N. Bazylev. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

3. Berdichevskiy E.G. Semioticheskie podkhody v protsessakh vizual´no-reklamnykh kommunikatsiy [Tekst] / E.G. Berdichevskiy. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

4. Bobylev B.G. Topos rodiny v poezii V. Lugovskogo i V. Nabokova [Tekst] / B.G. Bobylev. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

5. Bukharina I.V. Regional´nye media – kak effektivnye SMK. Rynochnye mekhanizmy funktsionirovaniya i gosudarstvennaya podderzhka (rezul´taty nalichiya i otsutstviya) [Tekst] / I.V. Bukharina. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

6. Goykhman O.Ya. Sovremennoe obshchestvo: informatsionnoe ili kommunikativnoe? [Tekst] / O.Ya. Goykhman. Sovremennaya kommunikativistika. – 2014. – № 6(13). – C. 4–9.

7. Dement´ev V.V. Teoriya rechevykh zhanrov [Tekst] / V.V. Dement´eva. – M.: Znak, 2010. – 600 s.

8. Klyuchnikov S.Yu. Poezdka v KhKh11 vek [Tekst] / S.Yu. Klyuchnikov. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

9. Minaeva L.V. Mul´timediynyy narrativ v svyazyakh s obshchestvennost´yu [Tekst] / L.V. Minaeva. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

10. Oganesyan S.S. Ob ekstremizme tekstov Tory, Novogo Zaveta i Korana (Opyt lingvisticheskogo, psikholingvisticheskogo i ugolovno-pravovogo osmysleniya) [Tekst] / S.S. Oganesyan. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

11. Oganesyan S.S. O ponyatii «religioznyy ekstrimizm» [Tekst] / S.S. Oganesyan. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 2(15).

12. Shirokikh A.Yu. Pesennyy zhanr kak resurs v obuchenii angliyskomu yazyku dlya spetsial´nykh tseley [Tekst] / A.Yu. Shirokikh. Sovremennaya kommunikativistika. – 2015. – № 5(18).

13. Shklyar M.F. Osnovy nauchnykh issledovaniy [Tekst] / M.F. Shklyar. – 5-e izd. – M.: Dashkov i K*, 2014. – 244 s.

Login or Create
* Forgot password?