ТЕРРИТОРИЯ КОММУНИКАТИВИСТИКИ: ПОИСК ГРАНИЦ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дается обзор материалов научного журнала «Современная коммуникативистика» (№5, 2015). Приводятся основные проблемы коммуникативистики, которые нашли отражение в статьях журнала. Проблемы религии рассматриваются в контексте Священных Писаний и их осмысление в современном обществе. Коммуникативный текст понимается не только как взаимоотношение литературных образов, но и как красочный и динамичный виртуальный мир, воссозданный цифровыми технологиями. Взаимоотношения в различных сферах деятельности излагаются в ракурсе речевой, изобразительной и визуальной коммуникации. Завершает номер научный очерк, посвященный теме казахстанской модели общественного согласия и национального единства.

Ключевые слова:
коммуникативистика, коммуникация, общество, текст, семиотика.
Текст

Несмотря на невиданное доселе развитие информационных систем, наша жизнь по-прежнему определяется, по сути, «…не информацией, а взаимодействием людей во всех сферах жизнедеятельности» [6, с. 6]. В этом номере журнала я бы особо выделил следующие проблемы коммуникативистики (взаимодействия), которые нашли здесь отражение. 

Коммуникативистика и религия

Парадокс современного общества видится мне в том, что, чем глубже научное проникновение в жизнедеятельность, тем сильнее действуют религиозные представления о взаимодействии людей, тем резче проявляется именно божественная составляющая человечества. В чем причина? Может быть, правы иностранные ученые, по гипотезе которых «…в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании Бога» [13, с. 19]. В любом случае к этой теме необходимо относиться осторожно и деликатно.

В этом смысле особый интерес представляет статья д-ра пед. наук, проф. С.С. Оганесяна, в которой предпринимается попытка показать, что восприятие текстов Священных Писаний зависит от ментальной цивилизации, следовательно, их коммуникативная функция строго обусловлена ментальностью реципиентов. Обосновывается недопустимость подхода к текстам Торы, Нового Завета и Корана, рассчитанным на принципиально иную ментальную цивилизацию, как к экстремистским и подпадающим под действие Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 

Итак, действительно ли тексты Торы, Нового Завета и Корана содержат элементы религиозного экстремизма, подпадающие под действие уголовно-наказуемых деяний в соответствии с ныне действующими Конституцией РФ и УК РФ, и необходимо ли в связи с этим внести коррекцию не только в соответствующие законодательные акты, но и в саму Конституцию РФ? 

Отвечая на этот вопрос, автор приходит к выводу, что надлежит исключить из правовой регламентации понятия экстремизм «пропаганду исключительности и превосходства в религиозной сфере» [10].

Эта статья является логическим продолжением исследования С.С. Оганесяна, опубликованном в предыдущем номере [11].

Коммуникативистика и текст

Проблема проявления коммуникативистики в текстах освещается в этом номере всесторонне и убедительно. Так, в статье д-ра филол. наук, проф. Л.В. Минаевой рассматривается использование мультимедийного нарратива в текстах связей с общественностью, предназначенных для различных ключевых аудиторий компании – клиентов, журналистов и сотрудников.

Цифровые технологии позволяют пользователю передавать информацию самыми различными способами, путем сложного переплетения картинки, текста, композиции, звучащей речи и видео. Таким образом, пользователи «…наслаждаются самими процессом создания контента, реализуя свои потребности в творчестве» [9]. Обладая разными техническими возможностями, все медиа вместе создают красочный и динамичный виртуальный мир, частью которого становится и потребитель.

Это положение конкретизируется в статье И.В. Бухариной, где представлены результаты функционирования на региональном медиа-рынке крупнейших СМК. Исследуемые СМК в регионе (на примере Челябинска) играют роль социального института, обеспечивающего производство, распространение и контроль общественных коммуникаций [5].

В статье д-ра филол. наук, проф. В.Н. Базылева представлены краткое описание стандартизованной методики для диагностики понимания текста, а также результаты применения этой  методики при обучении студентов. Описаны пять уровней понимания текста. Обсуждается прикладное значение результатов диагностики понимания текста [2].

В статье д-ра филол. наук, проф. Б.Г. Бобылева проводится сопоставительный стиховедческий анализ поэтических текстов на примере стихотворений В. Луговского и В. Набокова, посвященных Родине. Отстаивается мысль о сохранении единого текстового пространства отечественной поэзии в условиях разделения русского народа. Отмечается опосредованная связь дисгармонических ритмов и мотивов в поэзии Луговского и Набокова с кризисными процессами в европейской цивилизации и культуре начала XX в. Делается вывод о разнообразии собственно стиховых средств (рифмы, звукописи, вариаций метра), преобладании ритмомелодического начала в тексте В. Луговского в противовес риторической структуре стихотворения В. Набокова, тяготеющего в своей стилистике к прозе. В качестве объединяющего начала для обоих стихотворений является трансформация традиционного образа Родины-матери в духе стилистики модерна [4].

В статье канд. филол. наук, доцента А.Ю. Широких рассматривается значимость песенного жанра как ресурса для изучения английского языка. Физиология и психология восприятия, стимуляция мнемических процессов, нарративность, контекстуальность, эмотивная и аппелятивная функции песенного жанра наряду с социокультурной составляющими рассматриваются как важные составляющие песенного жанра. В качестве примера приводится отрывок занятия, разработанный на основе аутентичной нарративной песни социально-экономической тематики. Автор разбирает художественные и языковые особенности этого материала, представляет коммуникативные упражнения для работы с текстом [12].

Коммуникация в различных сферах деятельности 

Речевая коммуникация

Говоря о речевой коммуникации, приведу статью канд. филол. наук, доцента Ю.В. Агеевой. В результате изучения процесса коммуникации на собеседовании-интервью были выявлены уникальные речевые тактики, которые использует интервьюер для реализации своей главной стратегии – диагностики соискателя. Особое место среди них занимает тактика, основанная на фатическом жанре «разговор ни о чём». Она реализуется в нетипичной для фатики «роли» – с целью информировать рекрутёра о степени соответствия кандидата рассматриваемой должности [1].

Изобразительная коммуникация

В статье канд. филол. наук, доцента Бастрыкиной затронуты проблемы коммуникативистики в изобразительном искусстве, а также рассмотрены вопросы трансформации сферы познания и аспекты, определяющие творческое мышление и восприятие различных форм изобразительного искусства. Эстетическая идея художественного произведения – как конкретный художественный образ, в котором и через который художник как представитель искусства выражает свое отношение к действительности, вступает в коммуникацию с адресатом. Делает выводы сам читатель, зритель или слушатель. Именно в этом глубинная суть той коммуникации, которая осуществляется изобразительными средствами через полотно, созданное художником.

Визуальная коммуникация

Ярким примером научного развития визуальной коммуникации является статья канд. техн., доцента Е.Г Бердичевского. В ней рассматриваются семиотические основы процесса разработки визуально-рекламных коммуникаций. Конкретизируются понятия знака, символа, кода. Анализируются виды кодирования и декодирования. Предложен новый вариант таблиц эмоциональных характеристик линий и элементарных фигур. Рассмотрены принципиальные схемы визуальной коммуникации применительно к рекламному общению. Автор считает, что «…перспективными направлениями являются исследования семиотических процедур применительно к сложным видам рекламы (телевизионной, интернет-рекламы и др.), а также привлечение невербальной семиотики к проблемам визуальной коммуникативистики» [3].

Научный очерк

Научный очерк является сравнительно новым речевым жанром, которого нет в подробном списке речевых жанров, приведенным в монографии В.В. Дементьева «Теория речевых жанров» [7, с. 294–304].

С этой точки зрения, несомненный интерес, на мой взгляд, представляет научный очерк канд. филос. наук С.Ю. Ключникова о проходившем в г. Астане с 1 по 3 июля 2015 г. Форуме Ассамблеи народов Казахстана, посвященном теме казахстанской модели общественного согласия и национального единства. Автор представлял Евразийское отделение Академии естественных наук на этом масштабном собрании, которое Пан Ги Мун назвал «Организацией Объединенных Наций в миниатюре». Созданная двадцать лет назад, Ассамблея стала, по словам президента страны Н. Назарбаева, влиятельной «площадкой для международного диалога и принятия глобальных решений» [8].

Поиск границ коммуникативистики продолжается в процессе обобщения и конкретизации.

Список литературы

1. Агеева Ю.В. Фатика в речевом поведении рекрутёра [Текст] / Ю.В. Агеева // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

2. Базылев В.Н. Коммуникативный смысл текста и его понимание [Текст] / В.Н. Базылев // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

3. Бердичевский Е.Г. Семиотические подходы в процессах визуально-рекламных коммуникаций [Текст] / Е.Г. Бердичевский // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

4. Бобылев Б.Г. Топос родины в поэзии В. Луговского и В. Набокова [Текст] / Б.Г. Бобылев // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

5. Бухарина И.В. Региональные медиа – как эффективные СМК. Рыночные механизмы функционирования и государственная поддержка (результаты наличия и отсутствия) [Текст] / И.В. Бухарина // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

6. Гойхман О.Я. Современное общество: информационное или коммуникативное? [Текст] / О.Я. Гойхман // Современная коммуникативистика. – 2014. – № 6(13). – C. 4–9.

7. Дементьев В.В. Теория речевых жанров [Текст] / В.В. Дементьева. – М.: Знак, 2010. – 600 с.

8. Ключников С.Ю. Поездка в ХХ11 век [Текст] / С.Ю. Ключников // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

9. Минаева Л.В. Мультимедийный нарратив в связях с общественностью [Текст] / Л.В. Минаева // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

10. Оганесян С.С. Об экстремизме текстов Торы, Нового Завета и Корана (Опыт лингвистического, психолингвистического и уголовно-правового осмысления) [Текст] / С.С. Оганесян // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

11. Оганесян С.С. О понятии «религиозный экстримизм» [Текст] / С.С. Оганесян // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 2(15).

12. Широких А.Ю. Песенный жанр как ресурс в обучении английскому языку для специальных целей [Текст] / А.Ю. Широких // Современная коммуникативистика. – 2015. – № 5(18).

13. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Текст] / М.Ф. Шкляр. – 5-е изд. – М.: Дашков и К*, 2014. – 244 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?