Moscow, Moscow, Russian Federation
The article deals with general theoretical, methodological issues of the essence of pedagogical skills, forms of interaction in the process of communication, conflict as a psychological and pedagogical problem in the activity of the teacher, the pedagogical potential of the teacher´s image, the problem of justice in the implementation of the evaluation function, professional responsibility as a reflection of professional competence, have been the object of analysis in the tutorial of I.P. Andriadi "Basics of pedagogical skills."
pedagogical skills, common humanistic approach, teacher professional standards, professional responsibility
Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно-образовательном процессе.
Учебный курс «Основы педагогического мастерства» занимает одно из ключевых мест в системе подготовки будущих педагогов и является обязательной дисциплиной для студентов, обучающихся по направлению подготовки – педагогическое образование. В то же время во многих вузах непедагогической направленности эта дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП магистратуры и бакалавриата и входит в блок курсов по выбору.
Важным условием успешной реализации программ профессиональной подготовки является наличие соответствующей учебно-методической литературы, которая сочетала бы в себе научную глубину с практической направленностью и отвечала современным реалиям жизни и тенденциям развития общественной мысли.
Рецензируемое учебное издание И.П. Андриади, доктора педагогических наук, автора многочисленных работ в сфере вузовской педагогики [1, 3–7 и др.], отвечает этим требованиям, что гарантирует его востребованность преподавателями, студентами (магистрами и бакалаврами) учебных заведений высшего образования, слушателями институтов повышения квалификации. Учитывая наличие исследовательских данных, дополняющих имеющиеся изыскания, данное учебное издание будет интересно научным и практическим работникам сферы образования.
В учебном издании сбалансированно представлены теория и практика. Общегуманистический подход к становлению личности сочетается с конкретно-технологическим рассмотрением педагогического воздействия.
Помимо общетеоретических, методологических вопросов сущности педагогического мастерства, рассматриваются вопросы формы взаимодействия в процессе общения, конфликты как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя, педагогический потенциал имиджа учителя, проблема справедливости в реализации функции оценивания, профессиональная ответственность как отражение профессиональной компетентности. Все эти аспекты нашли свое отражение в самостоятельных главах [2].
Многие аналитически представленные аспекты образовательной действительности отражают общие закономерности учебно-воспитательного процесса, в связи с чем могут быть экстраполированы и за пределы образовательного процесса школы.
Структура учебника представлена 8 главами. Лаконичность и одновременно емкость изложения при тщательном отборе действительно самых ключевых и принципиальных положений общей педагогики, общей и социальной психологии, опора на естественнонаучные и гуманитарные знания делает эти разделы книги пригодными для использования в качестве учебника и для непедагогических вузов.
Первые пять глав (педагогическое мастерство и его структура; эффективное общение – основа педагогического мастерства; стиль – как форма отношений педагога с учениками; конфликты – как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя; педагогическое мастерство и авторитет учителя), которые составляли основу первого издания, дополнены вопросами для самоподготовки и проверки знаний. Обновлен также список рекомендуемой литературы.
В четвертой главе «конфликты – как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя» доступно рассмотрены и проанализированы причины возникновения конфликтов, формы их проявления и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт, с рассмотрением возможных педагогических ошибок.
По-прежнему актуален вопрос рассмотрения процесса становления авторитета учителя. Нередко встречаются упрощенные схемы, которые часто сводятся к перечислению свойств личности. Однако это сложный и многофакторный процесс. В данном разделе учебника весьма убедительно, подробно и доступно на основе авторских скрупулезных и пролонгированных научных исследований представлен целостный конструкт процесса становления авторитета педагога. Рассматриваются общие закономерности построения авторитета. Анализируются социальные и психолого-педагогические аспекты становления авторитета педагога в современной действительности. Предлагаемая структура авторитета педагога позволит представить это явление в его объективных и субъективных компонентах, связях и закономерностях.
Настоящее издание дополнено главой о педагогическом потенциале имиджа учителя. Об актуальности проблем имиджелогии в системе гуманитарного знания вообще и педагогического в частности свидетельствует ряд противоречий. Проблема имиджа в настоящее время является максимально широкой и многоаспектной, следовательно, привлекает большое внимание исследователей и ученых. Обойти эту проблему в учебном издании по педагогическому мастерству было бы не оправданным забвением актуального аспекта в педагогической деятельности.
В качестве актуальных аспектов в профессиональной деятельности педагога рассматриваются: «Взаимосвязь функции оценивания и проблемы справедливости в педагогической деятельности», «Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога». Их рассмотрение подчеркивает многогранность проблематики педагогической деятельности.
В конце учебника даны тестовые испытания и задания, позволяющие потенциальному педагогу лучше разобраться в вопросе, какой Я?
Следует согласиться с предупреждением автора учебного издания: не стоит забывать, что профессиональная деятельность оказывает непосредственное влияние на личность. Изменения в личности в процессе профессиональной деятельности могут происходить стихийно, спонтанно, но могут происходить вполне осознанно как результат целенаправленных действий, как результат самовоспитания, ценностных ориентаций.
Содержание данного учебного издания будет способствовать профессиональному становлению специалистов в области образования, отражать современную проблематику в профессионально-личностном становлении, будет интересным и полезным в качестве учебника для студентов бакалавриата и магистратуры как педагогической, так и непедагогической направленности.
1. Andriadi I.P. Professional´nye normy i professional´naya otvetstvennost´ pedagoga [Tekst] / I.P. Andriadi. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2010. – № 4. – S. 46–48.
2. Andriadi I.P. Osnovy pedagogicheskogo masterstva [Tekst] / I.P. Andriadi. – M.: INFRA-M, 2015.
3. Andriadi I.P. Professional´nye normy i professional´naya otvetstvennost´ pedagoga [Tekst] / I.P. Andriadi. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2010. – № 4. – S. 46–48.
4. Andriadi I.P. Osnovnye napravleniya keys-tekhnologiy v professional´noy podgotovke uchitelya [Tekst] / I.P. Andriadi, S.Yu. Temina. – M., 2014.
5. Andriadi I.P. Istoki stanovleniya avtoriteta uchitelya / I.P. Andriadi [Tekst] / I.P. Andriadi. Shkola i proizvodstvo. – 2008. – T.8. – S. 2.
6. Savost´yanov A.I. Professional´naya kompetentnost´ pedagoga [Tekst]: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial´nosti (OPD.F.02-pedagogika) / A.I. Savost´yanov, I.P. Andriadi, M.P. Semakov. – M., 2009.
7. Teoriya obucheniya [Tekst]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial´nostyam «Pedagogika i psikhologiya» i «Pedagogika» / I.P. Andriadi i dr.; pod red. I.P. Andriadi. – M., 2010.