TRAINING COURSE "BASICS OF PEDAGOGICAL SKILLS" IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with general theoretical, methodological issues of the essence of pedagogical skills, forms of interaction in the process of communication, conflict as a psychological and pedagogical problem in the activity of the teacher, the pedagogical potential of the teacher´s image, the problem of justice in the implementation of the evaluation function, professional responsibility as a reflection of professional competence, have been the object of analysis in the tutorial of I.P. Andriadi "Basics of pedagogical skills."

Keywords:
pedagogical skills, common humanistic approach, teacher professional standards, professional responsibility
Text

Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно-образовательном процессе.

Учебный курс «Основы педагогического мастерства» занимает одно из ключевых мест в системе подготовки будущих педагогов и является обязательной дисциплиной для студентов, обучающихся по направлению подготовки – педагогическое образование. В то же время во многих вузах непедагогической направленности эта дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП магистратуры и бакалавриата и входит в блок курсов по выбору. 

Важным условием успешной реализации программ профессиональной подготовки является наличие соответствующей учебно-методической литературы, которая сочетала бы в себе научную глубину с практической направленностью и отвечала современным реалиям жизни и тенденциям развития общественной мысли.

Рецензируемое учебное издание И.П. Андриади, доктора педагогических наук, автора многочисленных работ в сфере вузовской педагогики [1, 3–7 и др.], отвечает этим требованиям, что гарантирует его востребованность преподавателями, студентами (магистрами и бакалаврами) учебных заведений высшего образования, слушателями институтов повышения квалификации. Учитывая наличие исследовательских данных, дополняющих имеющиеся изыскания, данное учебное издание будет интересно научным и практическим работникам сферы образования.

В учебном издании сбалансированно представлены теория и практика. Общегуманистический подход к становлению личности сочетается с конкретно-технологическим рассмотрением педагогического воздействия. 

Помимо общетеоретических, методологических вопросов сущности педагогического мастерства, рассматриваются вопросы формы взаимодействия в процессе общения, конфликты как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя, педагогический потенциал имиджа учителя, проблема справедливости в реализации функции оценивания, профессиональная ответственность как отражение профессиональной компетентности. Все эти аспекты нашли свое отражение в самостоятельных главах [2].

Многие аналитически представленные аспекты образовательной действительности отражают общие закономерности учебно-воспитательного процесса, в связи с чем могут быть экстраполированы и за пределы образовательного процесса школы.

Структура учебника представлена 8 главами. Лаконичность и одновременно емкость изложения при тщательном отборе действительно самых ключевых и принципиальных положений общей педагогики, общей и социальной психологии, опора на естественнонаучные и гуманитарные знания делает эти разделы книги пригодными для использования в качестве учебника и для непедагогических вузов.

Первые пять глав (педагогическое мастерство и его структура; эффективное общение – основа педагогического мастерства; стиль – как форма отношений педагога с учениками; конфликты – как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя; педагогическое мастерство и авторитет учителя), которые составляли основу первого издания, дополнены вопросами для самоподготовки и проверки знаний. Обновлен также список рекомендуемой литературы.

В четвертой главе «конфликты – как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя» доступно рассмотрены и проанализированы причины возникновения конфликтов, формы их проявления и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт, с рассмотрением возможных педагогических ошибок.

По-прежнему актуален вопрос рассмотрения процесса становления авторитета учителя. Нередко встречаются упрощенные схемы, которые часто сводятся к перечислению свойств личности. Однако это сложный и многофакторный процесс. В данном разделе учебника весьма убедительно, подробно и доступно на основе авторских скрупулезных и пролонгированных научных исследований представлен целостный конструкт процесса становления авторитета педагога. Рассматриваются общие закономерности построения авторитета. Анализируются социальные и психолого-педагогические аспекты становления авторитета педагога в современной действительности. Предлагаемая структура авторитета педагога позволит представить это явление в его объективных и субъективных компонентах, связях и закономерностях.

Настоящее издание дополнено главой о педагогическом потенциале имиджа учителя. Об актуальности проблем имиджелогии в системе гуманитарного знания вообще и педагогического в частности свидетельствует ряд противоречий. Проблема имиджа в настоящее время является максимально широкой и многоаспектной, следовательно, привлекает большое внимание исследователей и ученых. Обойти эту проблему в учебном издании по педагогическому мастерству было бы не оправданным забвением актуального аспекта в педагогической деятельности.

В качестве актуальных аспектов в профессиональной деятельности педагога рассматриваются: «Взаимосвязь функции оценивания и проблемы справедливости в педагогической деятельности», «Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога». Их рассмотрение подчеркивает многогранность проблематики педагогической деятельности.

В конце учебника даны тестовые испытания и задания, позволяющие потенциальному педагогу лучше разобраться в вопросе, какой Я? 

Следует согласиться с предупреждением автора учебного издания: не стоит забывать, что профессиональная деятельность оказывает непосредственное влияние на личность. Изменения в личности в процессе профессиональной деятельности могут происходить стихийно, спонтанно, но могут происходить вполне осознанно как результат целенаправленных действий, как результат самовоспитания, ценностных ориентаций.

Содержание данного учебного издания будет способствовать профессиональному становлению специалистов в области образования, отражать современную проблематику в профессионально-личностном становлении, будет интересным и полезным в качестве учебника для студентов бакалавриата и магистратуры как педагогической, так и непедагогической направленности.

References

1. Andriadi I.P. Professional´nye normy i professional´naya otvetstvennost´ pedagoga [Tekst] / I.P. Andriadi. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2010. – № 4. – S. 46–48.

2. Andriadi I.P. Osnovy pedagogicheskogo masterstva [Tekst] / I.P. Andriadi. – M.: INFRA-M, 2015.

3. Andriadi I.P. Professional´nye normy i professional´naya otvetstvennost´ pedagoga [Tekst] / I.P. Andriadi. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2010. – № 4. – S. 46–48.

4. Andriadi I.P. Osnovnye napravleniya keys-tekhnologiy v professional´noy podgotovke uchitelya [Tekst] / I.P. Andriadi, S.Yu. Temina. – M., 2014.

5. Andriadi I.P. Istoki stanovleniya avtoriteta uchitelya / I.P. Andriadi [Tekst] / I.P. Andriadi. Shkola i proizvodstvo. – 2008. – T.8. – S. 2.

6. Savost´yanov A.I. Professional´naya kompetentnost´ pedagoga [Tekst]: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial´nosti (OPD.F.02-pedagogika) / A.I. Savost´yanov, I.P. Andriadi, M.P. Semakov. – M., 2009.

7. Teoriya obucheniya [Tekst]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial´nostyam «Pedagogika i psikhologiya» i «Pedagogika» / I.P. Andriadi i dr.; pod red. I.P. Andriadi. – M., 2010.

Login or Create
* Forgot password?