Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются общетеоретические, методологические вопросы сущности педагогического мастерства, формы взаимодействия в процессе общения, конфликты как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя, педагогический потенциал имиджа учителя, проблема справедливости в реализации функции оценивания, профессиональная ответственность как отражение профессиональной компетентности, ставших объектом анализа в учебнике И.П. Андриади «Основы педагогического мастерства».
педагогическое мастерство, общегуманистический подход, профессиональные нормы педагога, профессиональная ответственность.
Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно-образовательном процессе.
Учебный курс «Основы педагогического мастерства» занимает одно из ключевых мест в системе подготовки будущих педагогов и является обязательной дисциплиной для студентов, обучающихся по направлению подготовки – педагогическое образование. В то же время во многих вузах непедагогической направленности эта дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП магистратуры и бакалавриата и входит в блок курсов по выбору.
Важным условием успешной реализации программ профессиональной подготовки является наличие соответствующей учебно-методической литературы, которая сочетала бы в себе научную глубину с практической направленностью и отвечала современным реалиям жизни и тенденциям развития общественной мысли.
Рецензируемое учебное издание И.П. Андриади, доктора педагогических наук, автора многочисленных работ в сфере вузовской педагогики [1, 3–7 и др.], отвечает этим требованиям, что гарантирует его востребованность преподавателями, студентами (магистрами и бакалаврами) учебных заведений высшего образования, слушателями институтов повышения квалификации. Учитывая наличие исследовательских данных, дополняющих имеющиеся изыскания, данное учебное издание будет интересно научным и практическим работникам сферы образования.
В учебном издании сбалансированно представлены теория и практика. Общегуманистический подход к становлению личности сочетается с конкретно-технологическим рассмотрением педагогического воздействия.
Помимо общетеоретических, методологических вопросов сущности педагогического мастерства, рассматриваются вопросы формы взаимодействия в процессе общения, конфликты как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя, педагогический потенциал имиджа учителя, проблема справедливости в реализации функции оценивания, профессиональная ответственность как отражение профессиональной компетентности. Все эти аспекты нашли свое отражение в самостоятельных главах [2].
Многие аналитически представленные аспекты образовательной действительности отражают общие закономерности учебно-воспитательного процесса, в связи с чем могут быть экстраполированы и за пределы образовательного процесса школы.
Структура учебника представлена 8 главами. Лаконичность и одновременно емкость изложения при тщательном отборе действительно самых ключевых и принципиальных положений общей педагогики, общей и социальной психологии, опора на естественнонаучные и гуманитарные знания делает эти разделы книги пригодными для использования в качестве учебника и для непедагогических вузов.
Первые пять глав (педагогическое мастерство и его структура; эффективное общение – основа педагогического мастерства; стиль – как форма отношений педагога с учениками; конфликты – как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя; педагогическое мастерство и авторитет учителя), которые составляли основу первого издания, дополнены вопросами для самоподготовки и проверки знаний. Обновлен также список рекомендуемой литературы.
В четвертой главе «конфликты – как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя» доступно рассмотрены и проанализированы причины возникновения конфликтов, формы их проявления и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт, с рассмотрением возможных педагогических ошибок.
По-прежнему актуален вопрос рассмотрения процесса становления авторитета учителя. Нередко встречаются упрощенные схемы, которые часто сводятся к перечислению свойств личности. Однако это сложный и многофакторный процесс. В данном разделе учебника весьма убедительно, подробно и доступно на основе авторских скрупулезных и пролонгированных научных исследований представлен целостный конструкт процесса становления авторитета педагога. Рассматриваются общие закономерности построения авторитета. Анализируются социальные и психолого-педагогические аспекты становления авторитета педагога в современной действительности. Предлагаемая структура авторитета педагога позволит представить это явление в его объективных и субъективных компонентах, связях и закономерностях.
Настоящее издание дополнено главой о педагогическом потенциале имиджа учителя. Об актуальности проблем имиджелогии в системе гуманитарного знания вообще и педагогического в частности свидетельствует ряд противоречий. Проблема имиджа в настоящее время является максимально широкой и многоаспектной, следовательно, привлекает большое внимание исследователей и ученых. Обойти эту проблему в учебном издании по педагогическому мастерству было бы не оправданным забвением актуального аспекта в педагогической деятельности.
В качестве актуальных аспектов в профессиональной деятельности педагога рассматриваются: «Взаимосвязь функции оценивания и проблемы справедливости в педагогической деятельности», «Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога». Их рассмотрение подчеркивает многогранность проблематики педагогической деятельности.
В конце учебника даны тестовые испытания и задания, позволяющие потенциальному педагогу лучше разобраться в вопросе, какой Я?
Следует согласиться с предупреждением автора учебного издания: не стоит забывать, что профессиональная деятельность оказывает непосредственное влияние на личность. Изменения в личности в процессе профессиональной деятельности могут происходить стихийно, спонтанно, но могут происходить вполне осознанно как результат целенаправленных действий, как результат самовоспитания, ценностных ориентаций.
Содержание данного учебного издания будет способствовать профессиональному становлению специалистов в области образования, отражать современную проблематику в профессионально-личностном становлении, будет интересным и полезным в качестве учебника для студентов бакалавриата и магистратуры как педагогической, так и непедагогической направленности.
1. Андриади И.П. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога [Текст] / И.П. Андриади // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С. 46–48.
2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства [Текст] / И.П. Андриади. – М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Андриади И.П. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога [Текст] / И.П. Андриади // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С. 46–48.
4. Андриади И.П. Основные направления кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя [Текст] / И.П. Андриади, С.Ю. Темина. – М., 2014.
5. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя / И.П. Андриади [Текст] / И.П. Андриади // Школа и производство. – 2008. – Т.8. – С. 2.
6. Савостьянов А.И. Профессиональная компетентность педагога [Текст]: учебник для высших учебных заведений, обучающихся по специальности (ОПД.Ф.02-педагогика) / А.И. Савостьянов, И.П. Андриади, М.П. Семаков. – М., 2009.
7. Теория обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Педагогика» / И.П. Андриади и др.; под ред. И.П. Андриади. – М., 2010.