The article summarizes the main findings of the monograph of S.D. Reznik and O.A. Sazykina "Heads of departments of Russian universities: the stage of growth", in which the results of monitoring changes in the structure and content of the activities of heads of departments of higher educational institutions, as well as recommendations to improve the efficiency of the departments as a key link in the university management system are given.
heads of departments, department, universities, professional competence.
Как справедливо отмечают авторы монографии «Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста», система высшего профессионального образования России последние годы подвергается серьезному реформированию [1, с. 3].
Среди главных изменений, затронувших систему российского высшего профессионального образования, авторы отмечают [1, с. 5]:
- новую систему оценки знаний школьников-абитуриентов (ЕГЭ);
- переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
- переход на двухуровневую систему образования (бакалавр-магистр);
- широкое распространение дистанционного образования;
- создание федеральных и национальных исследовательских университетов;
- изменение условий оплаты труда преподавателей в связи с введением «эффективного контракта».
Реформирование российской системы высшего образования, как отмечают авторы монографии, происходит в сложных социально-экономических условиях, таких как [1, с. 6]:
- необходимость решать проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности вуза, формирование и развитие коммерческой и иной приносящей доход деятельности вузов;
- демографический спад и усиление конкуренции между вузами в сфере реализации образовательных услуг;
- предпочтения российских абитуриентов в сторону управленческих, экономических и юридических специальностей (в то время как научно-технические специальности пользуются недостаточной популярностью), и обучением именно по этим специальностям занято большинство российских вузов;
- отсутствие централизованного распределения выпускников;
- появление большого количества новых вузов, факультетов и кафедр, массовое открытие новых направлений;
- повышение роли научной деятельности преподавателей и студентов при оценке деятельности высших учебных заведений, необходимость повышения публикационной активности преподавателей вузов;
- повышение роли инновационных технологий в учебном процессе и научной деятельности;
- интеграция образования на международном уровне;
- значительное ужесточение порядка лицензирования и аккредитации вузов.
В этих условиях возникает необходимость: формирования и развития профессиональных компетенций заведующих кафедрами, присущих современным сложным условиям деятельности вузов; профессионального управления кафедр; разработки и использования научно-методического обеспечения деятельности управленческих кадров вузов, а также потребность в регулярных мониторингах деятельности заведующих кафедрами вузов России, позволяющих улавливать изменения в их составе, выявлять новые резервы улучшения их деятельности, определять ключевые направления, которым следует уделять особое внимание при организации учебного процесса, научной деятельности и воспитательной работы со студентами высших учебных заведений.
В 2003 г. по заданию Минобрнауки России кафедра «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства выполнила проект «Разработка и реализация внутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала высшей школы Российской Федерации» (№ гос. рег. 01200103655), в рамках которого было опрошено около 400 заведующих кафедрами 66 высших учебных заведений различных регионов РФ (Поволжский регион, Западно-Сибирский, Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Уральский и др.), из них – 72% заведующие выпускающими кафедрами. Результаты этого исследования были опубликованы в научных статьях [2–5] и монографии [6], а также представлены в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [7].
В 2015 г. авторами монографии проведен новый мониторинг заведующих кафедрами российских вузов, цель которого оценить изменения в составе и содержании деятельности заведующих кафедрами высших учебных заведений, сформировать профессиональные компетенции заведующего кафедрой, необходимые для организации эффективной деятельности кафедр как ключевого звена в системе управления вузом. В мониторинге приняли участие 350 заведующих кафедрами 24 высших учебных заведений различных городов России (Волгограда, Екатеринбурга, Иваново, Ижевска, Йошкар-Олы, Казани, Кемерово, Красноярска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Саратова, Твери, Уфы).
Монография, ставшая итоговым отражением и обобщением многочисленных предыдущих работ авторов [8–18], структурно состоит из восьми глав.
В первой главе «Система управления высшим учебным заведением России» рассматриваются сущность управления высшим учебным заведением как социально-экономической системой, определена роль факультета в системе управления вузом, приведены методические подходы к исследованию состава, содержания деятельности и моделированию компетенций руководителей в системе внутривузовского управления.
Вторая глава «Кафедра – ключевое звено в системе управления российским университетом» посвящена определению места кафедры в структуре внутривузовского менеджмента, рассмотрению особенностей и видов деятельности кафедр. Здесь же приведены результаты исследования изменений в структуре вузовских кафедр.
В третьей главе «Заведующий кафедрой университета: социологический портрет» дается оценка изменениям в составе заведующих кафедрами российских вузов, представлен социологический портрет современного заведующего кафедрой. Приведены результаты факторного анализа состава заведующих кафедрами в зависимости от их пола, возраста, стажа руководства, наличия ученой степени и характера деятельности кафедры.
Четвертая глава «Особенности управленческого воздействия заведующих кафедрами» обобщает вопросы управления жизнедеятельностью кафедры. Речь идет об административных, экономических и социальных методах руководства, о формировании индивидуального стиля заведующего кафедрой и профилактике конфликтов. Рассматриваются также принципы общения заведующего кафедрой с руководством и преподавателями.
В пятой главе «Управление функциональными процессами на кафедре» особое место отводится развитию функциональных процессов на кафедре. Проводится анализ учебной, методической и научной работы на кафедрах вузов. Помимо аналитических вопросов, исследование касается также и совершенствования указанных компонентов деятельности кафедры высшего учебного заведения.
В шестой главе «Личная организация заведующего кафедрой» особое внимание уделяется организации личного труда заведующих кафедрами. Подробно рассматриваются возможности совершенствования процессов планирования рабочего времени руководителя, организации его рабочего места и режима дня.
Седьмая глава «Формирование и подготовка внутривузовского резерва управленческих кадров» анализирует процессы планирования и подготовки резерва руководителей, технологию формирования управленческого потенциала, а также процесс подбора кандидатов в состав кадрового резерва. Кроме того, раскрываются процессы подготовки сотрудников, состоящих в резерве. Рассматривается структура управленческого резерва вуза, процесс работы с резервом на выдвижение, особенности обучения резервных работников и аттестация (промежуточная и итоговая) резерва управленческих кадров вуза.
В восьмой, заключительной, главе представлено современное научно-методическое обеспечение внутривузовского менеджмента, предназначенное для профессионализации работы заведующих кафедрами, деканов и ректорского корпуса и включающее специальные учебники и практические пособия: «Управление высшим учебным заведением» [19], «Управление факультетом» [20], «Управление кафедрой» [21, 22], «Преподаватель вуза» [23], «Студент вуза» [24–26] и монографии «Конкурентоориентированность студенческой молодежи как ключевое условие высокой конкурентоспособности выпускников вузов» [27], «Организационная культура студенчества в условиях изменений социально-экономический среды» [28], «Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики» [6], «Ректоры России: система и механизмы профессионального становления» [29], «Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности» [30], «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» [12], «Управление репутацией высшего учебного заведения» [31], «Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций» [32], объединенные в научно-методический комплекс «Менеджмент в вузе».
В целом, практическая значимость результатов исследования, которые представлены в монографии, заключается в обобщении опыта деятельности кафедр вузов в современных условиях, выявлении новых резервов повышения эффективности деятельности и качества управленческого потенциала высшей школы. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что авторам удалось не только обобщить и систематизировать научные знания, выявить и проанализировать проблемы, но и разработать комплекс практических мероприятий по повышению эффективности деятельности кафедры современного университета России.
1. Reznik S.D. Zaveduyushchie kafedrami universitetov Rossii: stupeni rosta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2016.
2. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M., Vasin, O.A. Sazykina. Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2003. – № 6. – S. 106.
3. Reznik S.D. Modelirovanie kachestv rukovodyashchikh rabotnikov vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, O.I. Shesternina. – V kn.: Upravlenie innovatsiyami-2006. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod red. R.M. Nizhegorodtseva. – M.: Dobroe slovo, 2006. – S. 280–284.
4. Eremkin A.I. Ukreplenie upravlencheskoy vertikali v regional´nom vuze: opyt i perspektivy [Tekst] / A.I. Eremkin, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 2. – S. 96–101.
5. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 6. – S. 57–61.
6. Reznik S.D. Formirovanie, obuchenie i razvitie upravlencheskogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.M., Vasin, O.A. Sazykina; pod red. S.D. Reznika. – Penza: PGASA, 2003.
7. Sazykina O.A. Vnutrivuzovskaya sistema formirovaniya i razvitiya upravlencheskogo potentsiala [Tekst]: dis. …kand. ekon. nauk / O.A. Sazykina. – Penza: PGASA, 2004.
8. Reznik S.D. Komanda rektora: evolyutsiya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel´nosti prorektorov rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2012. – № 3. – S. 74–80.
9. Reznik S.D. Osobennosti i puti optimizatsii sistemy upravleniya vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2012. – № 4-1 (52). – S. 313–318.
10. Reznik S.D. Upravlencheskoe rezervirovanie i ego rol´ v povyshenii professionalizma universitetskogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2013. – № 3. – S. 46–52.
11. Sazykina O.A. Modelirovanie professional´nykh kompetentsiy prepodavatelya vuza, sovmeshchayushchego nauchno-pedagogicheskuyu i upravlencheskuyu deyatel´nost´ [Tekst] O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. M.: INFRA-M. 2013. – V. 1. I. 6. – C. 342–348. DOI: 10.12737/2534
12. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra. ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2014. – 288 s.
13. Reznik S.D. Menedzhment v vuze: nauchnaya i metodicheskaya podderzhka [Tekst] / S.D. Reznik. Russian Journal of Management. – M.: INFRA-M. – 2015. – V. 3. I. 1. – C. 87–94. DOI: 10.12737/11801
14. Reznik S.D. Modelirovanie kompetentsiy zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. M.: INFRA-M. 2015. V. 3. I. 2. C. 140–149. DOI: 10.12737/11864
15. Reznik S.D. Upravlenie funktsional´nymi protsessami na vuzovskoy kafedre: rezul´taty sotsiologicheskogo monitoringa zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. – M.: INFRA-M. – 2015. – V. 3. I. 4. – C. 407–418. DOI 10.12737/13108
16. Upravlenie vysshim obrazovaniem i naukoy: opyt, problemy, perspektivy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2015. – 400 s.
17. Rynki truda i obrazovatel´nykh uslug Rossii: realii i perspektivy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva, G.A. Reznik, S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2016. – 323 s.
18. Upravlenie kompetentsiyami: struktura, instituty, mekhanizmy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2016. – 210 s.
19. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: uchebnik; pod red. V.M. Filippova i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2010. – 768 s.
20. Upravlenie fakul´tetom [Tekst]: uchebnik; pod red. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013.
21. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik dlya vuzov. – Penza: PGUAS, 2004.
22. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik dlya vuzov. – M.: Infra-M, 2009.
23. Reznik S.D. Prepodavatel´ vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D.Reznik, O.A. Vdovina. – M.: INFRA-M, 2011. – 361 s.
24. Reznik S.D. Student vuza: tekhnologii ucheby i professional´noy kar´ery [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik, I.A. Igoshina. – Penza: PGUAS, 2009. – 360 s.
25. Reznik S.D. Student vuza: tekhnologii i organizatsiya obucheniya [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik, I.A. Igoshina. – M.: INFRA-M, 2009. – 475 s.
26. Reznik S.D. Student vuza: tekhnologii i organizatsiya obucheniya [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik, I.A. Igoshina. – Penza: PGUAS, 2015. – 366 s.
27. Reznik S.D. Konkurentoorientirovannost´ studencheskoy molodezhi kak klyuchevoe uslovie vysokoy konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, E.S. Konovalova, A.A. Sochilova. – M.: INFRA-M, 2013.
28. Reznik S.D. Organizatsionnaya kul´tura studenchestva v usloviyakh izmeneniy sotsial´no-ekonomicheskiy sredy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, M.V. Chernikovskaya. – M.: INFRA-M, 2015.
29. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo prodvizheniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013. – 232 s.
30. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013. – 204 s.
31. Reznik S.D. Upravlenie reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina. – M.: INFRA-M, 2014.
32. Reznik S.D. Prepodavateli vuzov Rossii: formirovanie i razvitie professional´nykh kompetentsiy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. – M.: INFRA-M, 2016.