ЗАВЕДУЮЩИЕ КАФЕДРАМИ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ: СТУПЕНИ РОСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщены основные выводы монографии С.Д. Резника и О.А. Сазыкиной «Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста», в которой представлены результаты мониторинга изменений в составе и содержании деятельности заведующих кафедрами высших учебных заведений, а также рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности кафедр как ключевого звена в системе управления вузом.

Ключевые слова:
заведующие кафедрами, кафедра, высшие учебные заведения, профессиональные компетенции.
Текст

Как справедливо отмечают авторы монографии «Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста», система высшего профессионального образования России последние годы подвергается серьезному реформированию [1, с. 3]. 

Среди главных изменений, затронувших систему российского высшего профессионального образования, авторы отмечают [1, с. 5]:

  • новую систему оценки знаний школьников-абитуриентов (ЕГЭ);
  • переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
  • переход на двухуровневую систему образования (бакалавр-магистр);
  • широкое распространение дистанционного образования;
  • создание федеральных и национальных исследовательских университетов;
  • изменение условий оплаты труда преподавателей в связи с введением «эффективного контракта». 

Реформирование российской системы высшего образования, как отмечают авторы монографии, происходит в сложных социально-экономических условиях, таких как [1, с. 6]:

  • необходимость решать проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности вуза, формирование и развитие коммерческой и иной приносящей доход деятельности вузов;
  • демографический спад и усиление конкуренции между вузами в сфере реализации образовательных услуг;
  • предпочтения российских абитуриентов в сторону управленческих, экономических и юридических специальностей (в то время как научно-технические специальности пользуются недостаточной популярностью), и обучением именно по этим специальностям занято большинство российских вузов;
  • отсутствие централизованного распределения выпускников;
  • появление большого количества новых вузов, факультетов и кафедр, массовое открытие новых направлений;
  • повышение роли научной деятельности преподавателей и студентов при оценке деятельности высших учебных заведений, необходимость повышения публикационной активности преподавателей вузов;
  • повышение роли инновационных технологий в учебном процессе и научной деятельности;
  • интеграция образования на международном уровне;
  • значительное ужесточение порядка лицензирования и аккредитации вузов.

В этих условиях возникает необходимость: формирования и развития профессиональных компетенций заведующих кафедрами, присущих современным сложным условиям деятельности вузов; профессионального управления кафедр; разработки и использования научно-методического обеспечения деятельности управленческих кадров вузов, а также потребность в регулярных мониторингах деятельности заведующих кафедрами вузов России, позволяющих улавливать изменения в их составе, выявлять новые резервы улучшения их деятельности, определять ключевые направления, которым следует уделять особое внимание при организации учебного процесса, научной деятельности и воспитательной работы со студентами высших учебных заведений.

В 2003 г. по заданию Минобрнауки России кафедра «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства выполнила проект «Разработка и реализация внутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала высшей школы Российской Федерации» (№ гос. рег. 01200103655), в рамках которого было опрошено около 400 заведующих кафедрами 66 высших учебных заведений различных регионов РФ (Поволжский регион, Западно-Сибирский, Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Уральский и др.), из них – 72% заведующие выпускающими кафедрами. Результаты этого исследования были опубликованы в научных статьях [2–5] и монографии [6], а также представлены в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [7].

В 2015 г. авторами монографии проведен новый мониторинг заведующих кафедрами российских вузов, цель которого оценить изменения в составе и содержании деятельности заведующих кафедрами высших учебных заведений, сформировать профессиональные компетенции заведующего кафедрой, необходимые для организации эффективной деятельности кафедр как ключевого звена в системе управления вузом. В мониторинге приняли участие 350 заведующих кафедрами 24 высших учебных заведений различных городов России (Волгограда, Екатеринбурга, Иваново, Ижевска, Йошкар-Олы, Казани, Кемерово, Красноярска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Саратова, Твери, Уфы).

Монография, ставшая итоговым отражением и обобщением многочисленных предыдущих работ авторов [8–18], структурно состоит из восьми глав.

В первой главе «Система управления высшим учебным заведением России» рассматриваются сущность управления высшим учебным заведением как социально-экономической системой, определена роль факультета в системе управления вузом, приведены методические подходы к исследованию состава, содержания деятельности и моделированию компетенций руководителей в системе внутривузовского управления.

Вторая глава «Кафедра – ключевое звено в системе управления российским университетом» посвящена определению места кафедры в структуре внутривузовского менеджмента, рассмотрению особенностей и видов деятельности кафедр. Здесь же приведены результаты исследования изменений в структуре вузовских кафедр.

В третьей главе «Заведующий кафедрой университета: социологический портрет» дается оценка изменениям в составе заведующих кафедрами российских вузов, представлен социологический портрет современного заведующего кафедрой. Приведены результаты факторного анализа состава заведующих кафедрами в зависимости от их пола, возраста, стажа руководства, наличия ученой степени и характера деятельности кафедры.

Четвертая глава «Особенности управленческого воздействия заведующих кафедрами» обобщает вопросы управления жизнедеятельностью кафедры. Речь идет об административных, экономических и социальных методах руководства, о формировании индивидуального стиля заведующего кафедрой и профилактике конфликтов. Рассматриваются также принципы общения заведующего кафедрой с руководством и преподавателями.

В пятой главе «Управление функциональными процессами на кафедре» особое место отводится развитию функциональных процессов на кафедре. Проводится анализ учебной, методической и научной работы на кафедрах вузов. Помимо аналитических вопросов, исследование касается также и совершенствования указанных компонентов деятельности кафедры высшего учебного заведения.

В шестой главе «Личная организация заведующего кафедрой» особое внимание уделяется организации личного труда заведующих кафедрами. Подробно рассматриваются возможности совершенствования процессов планирования рабочего времени руководителя, организации его рабочего места и режима дня.

Седьмая глава «Формирование и подготовка внутривузовского резерва управленческих кадров» анализирует процессы планирования и подготовки резерва руководителей, технологию формирования управленческого потенциала, а также процесс подбора кандидатов в состав кадрового резерва. Кроме того, раскрываются процессы подготовки сотрудников, состоящих в резерве. Рассматривается структура управленческого резерва вуза, процесс работы с резервом на выдвижение, особенности обучения резервных работников и аттестация (промежуточная и итоговая) резерва управленческих кадров вуза.

В восьмой, заключительной, главе представлено современное научно-методическое обеспечение внутривузовского менеджмента, предназначенное для профессионализации работы заведующих кафедрами, деканов и ректорского корпуса и включающее специальные учебники и практические пособия: «Управление высшим учебным заведением» [19], «Управление факультетом» [20], «Управление кафедрой» [21, 22], «Преподаватель вуза» [23], «Студент вуза» [24–26] и монографии «Конкурентоориентированность студенческой молодежи как ключевое условие высокой конкурентоспособности выпускников вузов» [27], «Организационная культура студенчества в условиях изменений социально-экономический среды» [28], «Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики» [6], «Ректоры России: система и механизмы профессионального становления» [29], «Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности» [30], «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» [12], «Управление репутацией высшего учебного заведения» [31], «Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций» [32], объединенные в научно-методический комплекс «Менеджмент в вузе».

В целом, практическая значимость результатов исследования, которые представлены в монографии, заключается в обобщении опыта деятельности кафедр вузов в современных условиях, выявлении новых резервов повышения эффективности деятельности и качества управленческого потенциала высшей школы. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что авторам удалось не только обобщить и систематизировать научные знания, выявить и проанализировать проблемы, но и разработать комплекс практических мероприятий по повышению эффективности деятельности кафедры современного университета России.

Список литературы

1. Резник С.Д. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2016.

2. Резник С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета [Текст] / С.Д. Резник, С.М., Васин, О.А. Сазыкина // Социологические исследования. – 2003. – № 6. – С. 106.

3. Резник С.Д. Моделирование качеств руководящих работников высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.И. Шестернина. – В кн.: Управление инновациями-2006. Материалы международной научно-практической конференции; под ред. Р.М. Нижегородцева. – М.: Доброе слово, 2006. – С. 280–284.

4. Еремкин А.И. Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы [Текст] / А.И. Еремкин, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 2. – С. 96–101.

5. Резник С.Д. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 6. – С. 57–61.

6. Резник С.Д. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.М., Васин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГАСА, 2003.

7. Сазыкина О.А. Внутривузовская система формирования и развития управленческого потенциала [Текст]: дис. …канд. экон. наук / О.А. Сазыкина. – Пенза: ПГАСА, 2004.

8. Резник С.Д. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Университетское управление: практика и анализ. – 2012. – № 3. – С. 74–80.

9. Резник С.Д. Особенности и пути оптимизации системы управления высшим учебным заведением [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 4-1 (52). – С. 313–318.

10. Резник С.Д. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 3. – С. 46–52.

11. Сазыкина О.А. Моделирование профессиональных компетенций преподавателя вуза, совмещающего научно-педагогическую и управленческую деятельность [Текст] О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. М.: ИНФРА-М. 2013. – V. 1. I. 6. – C. 342–348. DOI: 10.12737/2534

12. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра. экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 288 с.

13. Резник С.Д. Менеджмент в вузе: научная и методическая поддержка [Текст] / С.Д. Резник // Russian Journal of Management. – М.: ИНФРА-М. – 2015. – V. 3. I. 1. – C. 87–94. DOI: 10.12737/11801

14. Резник С.Д. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. М.: ИНФРА-М. 2015. V. 3. I. 2. C. 140–149. DOI: 10.12737/11864

15. Резник С.Д. Управление функциональными процессами на вузовской кафедре: результаты социологического мониторинга заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. – М.: ИНФРА-М. – 2015. – V. 3. I. 4. – C. 407–418. DOI 10.12737/13108

16. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 400 с.

17. Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, Г.А. Резник, С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 323 с.

18. Управление компетенциями: структура, институты, механизмы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 210 с.

19. Управление высшим учебным заведением [Текст]: учебник; под ред. В.М. Филиппова и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 768 с.

20. Управление факультетом [Текст]: учебник; под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013.

21. Резник С.Д. Управление кафедрой [Текст]: учебник для вузов. – Пенза: ПГУАС, 2004.

22. Резник С.Д. Управление кафедрой [Текст]: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2009.

23. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Текст]: учебное пособие / С.Д.Резник, О.А. Вдовина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 361 с.

24. Резник С.Д. Студент вуза: технологии учебы и профессиональной карьеры [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. – Пенза: ПГУАС, 2009. – 360 с.

25. Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 475 с.

26. Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения [Текст]: учебник / С.Д. Резник, И.А. Игошина. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 366 с.

27. Резник С.Д. Конкурентоориентированность студенческой молодежи как ключевое условие высокой конкурентоспособности выпускников вузов [Текст]: монография / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова, А.А. Сочилова. – М.: ИНФРА-М, 2013.

28. Резник С.Д. Организационная культура студенчества в условиях изменений социально-экономический среды [Текст]: монография / С.Д. Резник, М.В. Черниковская. – М.: ИНФРА-М, 2015.

29. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 232 с.

30. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин, О.И. Шестернина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 204 с.

31. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. – М.: ИНФРА-М, 2014.

32. Резник С.Д. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. – М.: ИНФРА-М, 2016.

Войти или Создать
* Забыли пароль?