The article gives a brief analysis of the current state and structure of higher education in Russia with the aim of identifying current challenges in harmonization in the part of the moral education of students. Some additional requirements arising from these tasks, in respect of the teaching staff are presented.
high education, moral principles, teacher´s authority, students self activity.
1. Особенности современного периода истории России, их обусловленность историческими процессами ХХ в.
Современный исторический период России характеризуется высокой насыщенностью социальными, экономическими и политическими трансформациями, зачастую идущими вразрез с прогнозами традиционных исторических и общественных наук. Такие неожиданные процессы возникли в конце 80-х гг. ХХ в. и вызвали смену целой общественной формации — мировой системы социалистических стран во главе с СССР [12]. Это было обусловлено их длительным предыдущим противостоянием мировой капиталистической системе, приведшим в конце концов к полной потере их государственной устойчивости и во многом спонтанному формированию новых государств на основе рыночной экономики. Российская Федерация стала крупнейшим из таких государств, при этом столкнувшись и с труднейшими проблемами своего обустройства в новых условиях. История последнего двадцатилетия показывает, что достаточного уровня государственной и общественной устойчивости достичь в нашей стране до сих пор так и не удалось [3]. Это состояние вызывает озабоченность всех слоев общества, стимулируя поиски выхода на стабильную историческую магистраль. Ключевую роль в таком процессе должен сыграть формирующийся образованный класс современного российского общества [7], что определяет особую значимость высшего образования для нашего общего будущего.
2. Задачи вузовского образования, их роль для будущего России. Сравнение условий образования периода СССР и нынешней России
Важность подготовки вузами России достаточного числа образованных молодых людей, владеющих средствами современной науки и техники, обладающих креативными возможностями применения своих знаний и реализующих свои способности в общественно полезном нравственном русле, накладывает высокие требования к гармонизации структуры вузовского образования и обеспечению ее органического совершенствования в новых исторических обстоятельствах [5]. Для осознания важнейших условий такого процесса полезно провести сравнение образовательных структур предшествующих периодов российской истории.
1. Artem´eva S.I. Dukhovnye aspekty sotsial´nogo zdorov´ya molodezhi [Spiritual aspects of social health of young people]. Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Sotsial´noe zdorov´e sovremennogo obshchestva: ot teorii k praktike” [Collection of scientific works of the International scientific-practical conference “Social health of modern society: from theory to practice”]. 2013, pp. 103–106.
2. Voronetskiy A.V., Sklyadneva V.V. Problemy i potrebnosti nepreryvnogo kazach´ego obrazovaniya [Problems and needs continuous Cossack education]. Sovremennoe obshchestvo, obrazovanie i nauka sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern society, education and science is a collection of scientific papers on the materials of the International scientific-practical conference]. 2015, pp. 39–41.
3. Gavrov S. Rossiya mezhdu proshlym i budushchim [Russia between the past and the future]. Neva [Neva]. 2009, I. 3, pp. 137–158.
4. Gegel´ G.V.F. Filosofiya prava [Philosophy of Law]. Moscow, Mysl´ Publ., 1990, pp. 279–323.
5. Gribova L.D. Problemy sovershenstvovaniya sistemy vuzovskogo obrazovaniya v usloviyakh rynochnykh reform v Rossii. Kand. Diss. [Problems of improving the higher education system in the conditions of market reforms in Russia. Cand. Diss.]. Moscow, MGSU Publ., 1999.
6. Guseynov A. A., Irrlitts G. Kratkaya istoriya etiki [Brief History of Ethics]. Moscow, Mysl´ Publ., 1987.
7. Kirillov S. O sud´bakh "obrazovannogo sosloviya" v Rossii [On the fate of the "educated class" in Russia]. Novyy mir [New world]. 1995, I. 8.
8. Moiseeva O.A. Otsenka umeniya starsheklassnikov proektirovaniya strategiyu povedeniya [Evaluation of the ability of senior design strategy of behavior]. Srednee professional´noe obrazovanie [Vocational education]. 2009, I. 10, pp. 16–17.
9. Moiseeva O.A., Moiseeva O.A., Chernavskiy M.Yu., Ponomarev V.G., Davydova I.V., Voronetskiy A.V., Sklyadneva V.V. Formirovanie obshchekul´turnykh kompetentsiy u studentov vuzov v distsiplinakh professional´nogo tsikla [Formation of common cultural competence among university students in the disciplines of professional cycle]. Kraskovo, 2015.
10. Moiseeva, O.A. Konvergentsiya kak novyy trend v podkhodakh k obrazovaniyu sovremennoy molodezhi [Convergence as a new trend in the approach to the formation of modern youth]. Massovye kommunikatsii na sovremennom etape razvitiya mirovoy tsivilizatsii: Materialy Vserossiyskoy mezhvuzovskoy nauchnoy konf. s mezhdunarodnym uchastiem [Mass Communications at the present stage of development of world civilization: Proceedings of the Inter-University Scientific Conference with international participation]. Kraskovo, Gumanitarno-sotsial´nyy institute Publ., 2015, pp. 9–13.
11. Nazaretyan A.P. Tsivilizatsionnye krizisy v kontekste universal´noy istorii [Civilization crises in the context of universal history. The manual for high schools]. Moscow, Mir Publ., 2004.
12. Nefedov S.A., Alekseev V.V. Gibel´ Sovetskogo Soyuza v kontekste istorii mirovogo sotsializma [The death of the Soviet Union in the context of the history of world socialism]. Obshchestvennye nauki i sovremennost´ [Social studies and the present]. 2002, I. 6, pp. 66–77.
13. Sklyadneva V.V. Dukhovno-nravstvennye osnovy vospitaniya [Spiritual and moral bases of education]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial´no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Research and development. The social and humanitarian research and technology]. 2014, V. 3, I. 4, pp. 16–20.
14. Chernavskiy M.Yu. Sud´ba sub"ekta v kontekste razvitiya sovremennykh massovykh kommunikatsiy [The fate of the subject in the context of the development of modern mass communications]. Massovye kommunikatsii na sovremennom etape razvitiya mirovoy tsivilizatsii: Materialy Vserossiyskoy mezhvuzovskoy nauchnoy konf. s mezhdunarodnym uchastiem [Mass Communications at the present stage of development of world civilization: Proceedings of the Inter-University Scientific Conference with international participation]. Kraskovo, Gumanitarnosotsial´nyy institute Publ., 2015, pp. 5–9.