Проведен краткий анализ современного состояния и органической структуры высшего образования России с целью определения текущих задач по его гармонизации в части нравственного воспитания студентов. Сформулированы некоторые дополнительные требования, вытекающие из этих задач, в отношении преподавательского состава.
высшее образование, нравственные принципы, авторитет преподавателя, студенческая самодеятельность.
1. Особенности современного периода истории России, их обусловленность историческими процессами ХХ в.
Современный исторический период России характеризуется высокой насыщенностью социальными, экономическими и политическими трансформациями, зачастую идущими вразрез с прогнозами традиционных исторических и общественных наук. Такие неожиданные процессы возникли в конце 80-х гг. ХХ в. и вызвали смену целой общественной формации — мировой системы социалистических стран во главе с СССР [12]. Это было обусловлено их длительным предыдущим противостоянием мировой капиталистической системе, приведшим в конце концов к полной потере их государственной устойчивости и во многом спонтанному формированию новых государств на основе рыночной экономики. Российская Федерация стала крупнейшим из таких государств, при этом столкнувшись и с труднейшими проблемами своего обустройства в новых условиях. История последнего двадцатилетия показывает, что достаточного уровня государственной и общественной устойчивости достичь в нашей стране до сих пор так и не удалось [3]. Это состояние вызывает озабоченность всех слоев общества, стимулируя поиски выхода на стабильную историческую магистраль. Ключевую роль в таком процессе должен сыграть формирующийся образованный класс современного российского общества [7], что определяет особую значимость высшего образования для нашего общего будущего.
2. Задачи вузовского образования, их роль для будущего России. Сравнение условий образования периода СССР и нынешней России
Важность подготовки вузами России достаточного числа образованных молодых людей, владеющих средствами современной науки и техники, обладающих креативными возможностями применения своих знаний и реализующих свои способности в общественно полезном нравственном русле, накладывает высокие требования к гармонизации структуры вузовского образования и обеспечению ее органического совершенствования в новых исторических обстоятельствах [5]. Для осознания важнейших условий такого процесса полезно провести сравнение образовательных структур предшествующих периодов российской истории.
1. Артемьева С.И. Духовные аспекты социального здоровья молодежи [Текст] / С.И. Артемьева / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Социальное здоровье современного общества: от теории к практике; науч. ред. С.Е. Шишов. — 2013. — С. 103–106.
2. Воронецкий А.В. Проблемы и потребности непрерывного казачьего образования [Текст] / А.В. Воронецкий, В.В. Скляднева / В сборнике «Современное общество, образование и наука». По материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. — 2015. — С. 39–41.
3. Гавров С. Россия между прошлым и будущим [Текст] / С. Гавров // Нева. — 2009. — № 3. — С. 137–158.
4. Гегель Г.В.Ф. Философия права [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. — М.: Мысль, 1990. — С. 279–323.
5. Грибова Л.Д. Проблемы совершенствования системы вузовского образования в условиях рыночных реформ в России [Текст]: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Л.Д. Грибова. — М.: МГСУ, 1999.
6. Гусейнов А.А. Краткая история этики [Текст] / А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц. — М.: Мысль, 1987.
7. Кириллов С. О судьбах «образованного сословия» в России [Текст] / С. Кириллов // Новый мир. — 1995. — № 8.
8. Моисеева О.А. Оценка умения старшеклассников проектирования стратегию поведения [Текст] / О.А. Моисеева // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 10. — С. 16–17.
9. Моисеева О.А. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов в дисциплинах профессионального цикла: Коллективная монография [Текст] / О.А. Моисеева [и др.]; сост. О.А. Моисеева. — Красково, 2015.
10. Моисеева О.А. Конвергенция как новый тренд в подходах к образованию современной молодежи [Текст] / О.А. Моисеева // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации: Материалы Всероссийской межвузовской научной конф. с международным участием. — Красково: Гуманитарно-социальный институт, 2015. С. 9–13.
11. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: пособие для вузов [Текст] / А.П. Назаретян. — М.: Мир, 2004.
12. Нефедов С.А. Гибель Советского Союза в контексте истории мирового социализма [Текст] / С.А. Нефедов, В.В. Алексеев // Общественные науки и современность. — 2002. — № 6. — С. 66–77.
13. Скляднева В.В. Духовно-нравственные основы воспитания [Текст] / В.В. Скляднева // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2014. — Т. 3. — № 4. — С. 16–20.
14. Чернавский М.Ю. Судьба субъекта в контексте развития современных массовых коммуникаций [Текст] / М.Ю. Чернавский // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации: Материалы Всероссийской межвузовской научной конф. с международным участием. — Красково: Гуманитарно-социальный институт, 2015. С. 5–9.