Тhe article is dedicated to the analyses of the monography of K.K. Oganyan “Analysis of personality theory in Russian sociology: history and modernity”. It justifies the topicality and urgency of the topic and defines the main goal and results of the above mentioned book. The article is focused on discovering the most important moments of the monograph and thorough study of the author’s approaches to the methodology of integrated personality theory development in modern sociology.
personality, personality theory, three-component head’s model, the Russian sociology’s schools, the classification of the main approaches to the personality’s genesis in the history of Russian sociology.
В современных условиях трансформации и модернизации общества, преодоления кризисного этапа развития, важное значение приобретает переосмысление ценностно-нравственной составляющей личности с целью формирования будущих поколений, опирающихся на свою историю и развития традиций отечественной науки.
В настоящее время отечественная социологическая наука испытывает острую потребность переоценки и выхода на новый уровень теоретико-методологического видения и понимания личности на междисциплинарном уровне в социологических теориях российской социологии в конце XIX начале XX вв.
Социологический анализ теорий личности в различных школах российской социологии конца XIX начала XX вв. позволит расширить понимание и актуализацию идей социологов на современном этапе развития общества с учетом специфики развития современного социологического знания.
В связи с этим представленная монография К.К. Оганян «Анализ теории личности в российской социологии: история и современность» представляет интерес не только для академической аудитории, но и для всех, интересующихся историей российской и зарубежной социологии.
Автор монографии, Оганян Карина Каджиковна, кандидат социологических наук, доцент, преподает в Санкт-Петербургском экономическом университете, является автором многочисленных статей по тематике развития теории личности в истории российской социологии [3-15], а также автором-составителем научного исследования в монографии «Стронин А.И. Теория личности (по материалам рукописи)» [2]. Кроме того, является автором учебного пособия «История российской социологии» и ряда учебно-методических публикаций.
В работе «Анализ теории личности в российской социологии: история и современность» автор ставит амбициозную цель провести историко-социологический анализ теоретико-методологических подходов (идей, представлений, концепций) к становлению и развитию личности в российской социологии.
Рассматриваемая проблематика, несомненно, обладает научной новизной и практической значимостью, поскольку на данный момент этот аспект представлен фрагментарно и не отражает многих значимых идей, составляющих своеобразие и значимость исследования личности в отечественной социологической мысли; отсутствуют самостоятельные отдельные исследования по анализу личности в истории российской социологии конца XIX начала XXI вв. с актуализацией этого исторического наследия.
В отличие от существующей литературы, автором подробно проанализированы: некоторые характеристики в концепциях представителей второго поколения субъективной школы (П.В. Мокиевский, Н.В. Рейнгардт, Л.Е. Оболенский): развитие представлений о личности в неокантианском направлении российской социологии; развитие теории личности в неопозитивистской и марксистской школе.
Особый интерес вызывает глава 4 «Становление теории личности в неопозитивистской и марксисткой школе: история и современность» гармонично сочетается с предложенной моделью изучения личности в теориях российских социологов (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, А.И. Стронин и др.). Данный подход успешно решает поставленную автором задачу. Именно системный подход является преимущественным в сравнении с существующими моделями, проанализированными в литературе.
Автор подробно анализирует основные исследовательские подходы к личности в советской и современной социологии. Научную новизну представляет то, что выявлены достоинства и некоторые недостатки этих подходов. Предложена авторская классификация основных подходов к генезису теории личности в истории российской социологии, основанная на проделанном историко-социологическом анализе.
Среди основных результатов работы следует, прежде всего, выделить предложенную автором методологию интегральной теории личности. Для этого автором представлена концепция личности в кризисном обществе; актуализирована концепция личности Южакова С.Н. при социально-психологическом анализе управления организацией; проанализировано формирование интегральной теории личности на примере трехкомпонентной модели руководителя [1].
Актуализируя концепцию личности Южакова С.Н. с помощью социально-психологического анализа управления организацией, автор подчеркивает, что в концепции российского социолога много внимания было уделено проблеме социально-психологического общения и нормативно-этическим аспектам межличностного взаимодействия. Личность провозглашалась единственной целью прогресса и главным критерием общественного развития. Активистская социология Южакова С.Н. способствовала появлению новых перспективных проблем в социологии и психологии управления и социальной психологии, в частности теорию малых групп, способствовало разработке теории личности, заложило фундамент для развития школы человеческих отношений Э. Мэйо, дало импульс для появления различных концепций стилей управления.
Интегральность в авторской трехкомпонентной модели проявляется в том, что личность руководителя рассматривается через: особенности деятельности, выраженной в стиле управления, формирование определенного типа организационной культуры и характеристики типа личности руководителя.
В этом отношении, считает автор, можно проследить продолжение проблематики, идущей от теорий личности представителей различных школ российской социологии середины XIX начала XX вв. Выявлены некоторые аспекты, связывающие идеи российских социологов с авторской интегральной теорией личности.
- Идея интегральной сущности личности развивалась такими российскими социологами как: представителем органической школы – Строниным А.И. и представителем неопозитивистской школы – Сорокиным П.А.
- В целом организационная культура представляет собой достаточно сложную систему, имеющую следующую структуру: ценностно-нормативную, организационную, коммуникационную, социально-психологических отношений и др. В этом контексте, связь с идеями представителей различных школ в истории российской социологии выражается в том, что для многих из них ценностно-нормативная основа поведения и деятельности личности являлась одной из важных аспектов ее рассмотрения.
- Стиль управления рассматривается автором как индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы приоритетов, а также способов, методов, приемов управленческого взаимодействия в структуре реализации функций управления. Стиль управления проявляется в специфике деятельности и поведения руководителя. В этой связи можно утверждать, что проблема роли деятельности в развитии личности рассматривалась еще такими российскими социологами середины XIX века как: представитель психологической школы – Кареев Н.И. анализировал сущность общественной деятельности, ее мотивы, цели и средства.
- В типе личности руководителя выражаются его определенные психологические черты, качества, особенности поведения, характера, частично темперамента. Одной из главных тем в истории российской социологии был анализ роли личности в истории, в котором социологи Лавров П.Л. и Кареев Н.И. выделяли определенные качества, особенности личности, способствующей достижению социального прогресса в обществе.
Таким образом, интегральная теория личности представляет собой трехкомпонентную модель по формирования лидерских качеств руководителя и сводится к взаимовлиянию и взаимозависимости этих трех компонентов (стиля управления, типа организационной культуры и типа личности руководителя), необходимых для реализации эффективного управления в современных условиях. Идеи российских социологов середины XIX начала XX вв. получили свое преломление на микроуровне через социально-психологические аспекты управления.
1. Oganyan K.K. Sotsial´nye tekhnologii formirovaniya liderskikh kachestv u budushchikh rukovoditeley v vuzovskoy srede. - M.: NITs INFRA-M, 2014.
2. Stronin A.I. Teoriya lichnosti (po materialam rukopisi): Monografiya /Avt.-sost. nauch. issledov. K.K. Oganyan. - 2-e izd., dop. i pererab. - M.: NITs INFRA-M, 2013. (Seriya: Nauchnaya mysl´).
3. Oganyan K.K. Kontseptsii lichnosti v sub´´ektivnoy i organicheskoy shkolakh rossiyskoy sotsiologii//Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. - SPb., 2012. - N 146. - S. 180-187.
4. Oganyan K.K. Kontseptsiya lichnosti v trudakh S. N. Yuzhakova//Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 12. 2012. Vyp. 3. S. 198-204.
5. Oganyan K.K. Lichnost´ v tvorchestve N.V. Reyngardta v rabote «Neobyknovennaya lichnost´» (pis´mo V.K. Geynsa k L.N. Tolstomu)//Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013. – № 3.
6. Oganyan K.K. Istoriko-sotsiologicheskiy analiz nravstvennoy lichnosti v kontseptsii N.I. Kareeva i A.I. Stronina//Fundamental´nye issledovaniya, 2013, №8 (chast´ 5). S. 1250-1254.
7. Oganyan K.K. Lichnost´ kak ob´´ekt sotsiologicheskogo analiza v rabotakh Obolenskogo L.E.//Vestnik INZhEKONA, seriya: gumanitarnaya nauki. №4 (63), 2013. S. 65-70.
8. Oganyan K.K. Sotsial´naya svyaz´ kak glavnyy element struktury lichnosti v sotsial´no-psikhologicheskoy kontseptsii A.S. Zvonitskoy i rannyaya amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl´//Zhurnal Fundamental´nye issledovaniya, №10 (chast´ 14), 2013. S. 3252-3256.
9. Oganyan K.K. Vzaimodeystvie nravstvennoy lichnosti i obshchestva v sotsiologii V.M. Khvostova v kontekste dukhovno-nravstvennogo krizisa sovremennogo obshchestva//Nauchnyy zhurnal «Vestnik NGUEU», №1, 2014. S. 190-204.
10. Oganyan K.K. Analiz nekotorykh aspektov lichnosti v sotsiologicheskom tvorchestve P.A. Sorokina//Nauchnyy zhurnal «Vestnik NGUEU», №2, 2014. S.331-346.
11. Oganyan K.K. Analiz nekotorykh aspektov razvitiya lichnosti v tvorchestve G.V. Plekhanova kak predstavitelya ortodoksal´nogo napravleniya marksistkoy shkoly rossiyskoy sotsiologii//Nauchnyy zhurnal «Vestnik KRSU», T. 14, №6, 2014. S. 54-58.
12. Oganyan K.K. Analiz lichnosti v sotsial´no-filosofskoy kontseptsii P.B. Struve kak predstavitelya legal´nogo napravleniya marksistskoy shkoly rossiyskoy sotsiologii//Nauchnyy zhurnal «Vestnik KRSU», T. 14, №6, 2014. S. 59-64.
13. Oganyan K.K. Yu. Gekker o russkoy sotsiologii i vzglyadakh S.N. Yuzhakova: predislovie perevodchika//Sotsiologicheskiy zhurnal, №2, 2014. S. 113-120.
14. Oganyan K.K. Ideal nravstvennoy lichnosti kak tsel´ progressa v kontseptsii P.I. Novgorodtseva// Nauchnyy zhurnal «Vestnik NGUEU», №3, 2014. 280-292.
15. Oganyan K.K. Analiz nekotorykh podkhodov k lichnosti v rossiyskoy sotsiologii: P.A. Sorokin i P.B. Struve//Lichnost´, obshchestvo, kul´tura, T. 17. 2015. Vyp. 3-4 (87-88). S. 187-194.