АНАЛИЗ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен анализ монографии К.К. Оганян «Анализ теории личности в российской социологии: история и современность». Так, обоснована актуальность тематики, определены цель и основные результаты указанной работы. Статья сфокусирована на выявлении наиболее значимых моментов в монографии и обстоятельном изучении авторских подходов к разработке методологии интегральной теории личности в современной социологии.

Ключевые слова:
личность, теории личности, трехкомпонентная модель руководителя, школы российской социологии, классификация основных подходов к генезису личности в истории российской социологии.
Текст

В современных условиях трансформации и модернизации общества, преодоления кризисного этапа развития, важное значение приобретает переосмысление ценностно-нравственной составляющей личности с целью формирования будущих поколений, опирающихся на свою историю и развития традиций отечественной науки. 

В настоящее время отечественная социологическая наука испытывает острую потребность переоценки и выхода на новый уровень теоретико-методологического видения и понимания личности на междисциплинарном уровне в социологических теориях российской социологии в конце XIX начале XX вв. 

Социологический анализ теорий личности в различных школах российской социологии конца XIX начала XX вв. позволит расширить понимание и актуализацию идей социологов на современном этапе развития общества с учетом специфики развития современного социологического знания. 

В связи с этим представленная монография К.К. Оганян «Анализ теории личности в российской социологии: история и современность» представляет интерес не только для академической аудитории, но и для всех, интересующихся историей российской и зарубежной социологии.

Автор монографии, Оганян Карина Каджиковна, кандидат социологических наук, доцент, преподает в Санкт-Петербургском экономическом университете, является автором многочисленных статей  по тематике развития теории личности в истории российской социологии [3-15], а также автором-составителем научного исследования  в монографии «Стронин А.И. Теория личности (по материалам рукописи)» [2]. Кроме того, является автором учебного пособия «История российской социологии»  и ряда учебно-методических публикаций.

В работе «Анализ теории личности в российской социологии: история и современность» автор ставит амбициозную цель провести историко-социологический анализ теоретико-методологических подходов (идей, представлений, концепций) к становлению и развитию личности в российской социологии. 

Рассматриваемая проблематика, несомненно, обладает научной новизной и практической значимостью, поскольку на данный момент этот аспект представлен фрагментарно и не отражает многих значимых идей, составляющих своеобразие и значимость исследования личности в отечественной социологической мысли; отсутствуют самостоятельные отдельные исследования по анализу личности в истории российской социологии конца XIX начала XXI вв. с актуализацией этого исторического наследия. 

В отличие от существующей литературы, автором подробно проанализированы: некоторые характеристики в концепциях представителей второго поколения субъективной школы (П.В. Мокиевский, Н.В. Рейнгардт, Л.Е. Оболенский): развитие представлений о личности в неокантианском направлении российской социологии; развитие теории личности в неопозитивистской и марксистской школе. 

Особый интерес вызывает глава 4 «Становление теории личности в неопозитивистской и марксисткой школе: история и современность» гармонично сочетается с предложенной моделью изучения личности в теориях российских социологов (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, А.И. Стронин и др.). Данный подход успешно решает поставленную автором задачу. Именно системный подход является преимущественным в сравнении с существующими моделями, проанализированными в литературе. 

Автор подробно анализирует основные исследовательские подходы к личности в советской и современной социологии. Научную новизну представляет то, что выявлены достоинства и некоторые недостатки этих подходов. Предложена авторская классификация основных подходов к генезису теории личности в истории российской социологии, основанная на проделанном историко-социологическом анализе.  

Среди основных результатов работы следует, прежде всего, выделить предложенную автором методологию интегральной теории личности. Для этого автором представлена концепция личности в кризисном обществе; актуализирована концепция личности Южакова С.Н. при социально-психологическом анализе управления организацией; проанализировано формирование интегральной теории личности на примере трехкомпонентной модели руководителя [1]. 

Актуализируя концепцию личности Южакова С.Н.  с помощью социально-психологического анализа управления организацией, автор  подчеркивает, что в  концепции российского социолога много внимания было уделено проблеме социально-психологического общения и нормативно-этическим аспектам межличностного взаимодействия. Личность провозглашалась единственной целью прогресса и главным критерием общественного развития. Активистская социология Южакова С.Н. способствовала появлению новых перспективных проблем в социологии и психологии управления и социальной психологии, в частности теорию малых групп, способствовало разработке теории личности, заложило фундамент для развития школы человеческих отношений Э. Мэйо, дало импульс для появления различных концепций стилей управления. 

Интегральность в авторской трехкомпонентной модели проявляется в том, что личность руководителя рассматривается через: особенности деятельности, выраженной в стиле управления, формирование определенного типа организационной культуры и характеристики типа личности руководителя. 

В этом отношении, считает автор, можно проследить продолжение проблематики, идущей от теорий личности представителей различных школ российской социологии середины XIX начала XX вв. Выявлены некоторые аспекты, связывающие идеи российских социологов с авторской интегральной теорией личности. 

  1. Идея интегральной сущности личности развивалась такими российскими социологами как: представителем органической школы – Строниным А.И. и представителем неопозитивистской школы – Сорокиным П.А.
  2. В целом организационная культура представляет собой достаточно сложную систему, имеющую следующую структуру: ценностно-нормативную, организационную, коммуникационную, социально-психологических отношений и др. В этом контексте, связь с идеями представителей различных школ в истории российской социологии выражается в том, что для многих из них ценностно-нормативная основа поведения и деятельности личности являлась одной из важных аспектов ее рассмотрения.
  3. Стиль управления рассматривается автором как индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы приоритетов, а также способов, методов, приемов управленческого взаимодействия в структуре реализации функций управления. Стиль управления проявляется в специфике деятельности и поведения руководителя. В этой связи можно утверждать, что проблема роли деятельности в развитии личности рассматривалась еще такими российскими социологами середины XIX века как: представитель психологической школы – Кареев Н.И. анализировал сущность общественной деятельности, ее мотивы, цели и средства. 
  4. В типе личности руководителя выражаются его определенные психологические черты, качества, особенности поведения, характера, частично темперамента. Одной из главных тем в истории российской социологии был анализ роли личности в истории, в котором социологи Лавров П.Л. и Кареев Н.И. выделяли определенные качества, особенности личности, способствующей достижению социального прогресса в обществе. 

Таким образом, интегральная теория личности представляет собой трехкомпонентную модель по формирования лидерских качеств руководителя и сводится к взаимовлиянию и взаимозависимости этих трех компонентов (стиля управления, типа организационной культуры и типа личности руководителя), необходимых для реализации эффективного управления в современных условиях. Идеи российских социологов середины XIX начала XX вв. получили свое преломление на микроуровне через социально-психологические аспекты управления. 

Список литературы

1. Оганян К.К. Социальные технологии формирования лидерских качеств у будущих руководителей в вузовской среде. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

2. Стронин А.И. Теория личности (по материалам рукописи): Монография /Авт.-сост. науч. исследов. К.К. Оганян. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. (Серия: Научная мысль).

3. Оганян К.К. Концепции личности в субъективной и органической школах российской социологии//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2012. - N 146. - С. 180-187.

4. Оганян К.К. Концепция личности в трудах С. Н. Южакова//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. 2012. Вып. 3. С. 198-204.

5. Оганян К.К. Личность в творчестве Н.В. Рейнгардта в работе «Необыкновенная личность» (письмо В.К. Гейнса к Л.Н. Толстому)//Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.

6. Оганян К.К. Историко-социологический анализ нравственной личности в концепции Н.И. Кареева и А.И. Стронина//Фундаментальные исследования, 2013, №8 (часть 5). С. 1250-1254.

7. Оганян К.К. Личность как объект социологического анализа в работах Оболенского Л.Е.//Вестник ИНЖЭКОНА, серия: гуманитарная науки. №4 (63), 2013. С. 65-70.

8. Оганян К.К. Социальная связь как главный элемент структуры личности в социально-психологической концепции А.С. Звоницкой и ранняя американская социологическая мысль//Журнал Фундаментальные исследования, №10 (часть 14), 2013. С. 3252-3256.

9. Оганян К.К. Взаимодействие нравственной личности и общества в социологии В.М. Хвостова в контексте духовно-нравственного кризиса современного общества//Научный журнал «Вестник НГУЭУ», №1, 2014. С. 190-204.

10. Оганян К.К. Анализ некоторых аспектов личности в социологическом творчестве П.А. Сорокина//Научный журнал «Вестник НГУЭУ», №2, 2014. С.331-346.

11. Оганян К.К. Анализ некоторых аспектов развития личности в творчестве Г.В. Плеханова как представителя ортодоксального направления марксисткой школы российской социологии//Научный журнал «Вестник КРСУ», Т. 14, №6, 2014. С. 54-58.

12. Оганян К.К. Анализ личности в социально-философской концепции П.Б. Струве как представителя легального направления марксистской школы российской социологии//Научный журнал «Вестник КРСУ», Т. 14, №6, 2014. С. 59-64.

13. Оганян К.К. Ю. Геккер о русской социологии и взглядах С.Н. Южакова: предисловие переводчика//Социологический журнал, №2, 2014. С. 113-120.

14. Оганян К.К. Идеал нравственной личности как цель прогресса в концепции П.И. Новгородцева// Научный журнал «Вестник НГУЭУ», №3, 2014. 280-292.

15. Оганян К.К. Анализ некоторых подходов к личности в российской социологии: П.А. Сорокин и П.Б. Струве//Личность, общество, культура, Т. 17. 2015. Вып. 3-4 (87-88). С. 187-194.

Войти или Создать
* Забыли пароль?