Vladivostok, Russian Federation
In the course of creation of the corporate culture focused on the consumer, a key role play understanding and acceptance by all employees of the principles put in a basis of activity of the company. Therefore, success of the organization rendering services, in the competitive market substantially depends on organizational culture. It also defines relevance of the matter. In article the analysis of a current state of researches of organizational culture is provided in Russia and abroad, and also results of carried-out diagnostics of organizational culture of one of divisions of Sberbank of Russia. The theoretical value and the practical importance of the conducted research consists in identification of a role of organizational culture in formation of those models of behavior of employees which are the main component of quality of service and are highly appreciated by consumers.
human resource management, organizational culture, «power distance» parameter, «aspiration to uncertainty avoiding» parameter, «individualism-collectivism» parameter, «courage-feminity» parameter.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Исследования проблем организационной культуры предприятия в последние годы находят освещение в трудах отечественных ученых: Н.В. Кузнецова, В.А. Спивака, В.В. Томилова, О.С. Виханского, А.И. Наумова, М.И. Магуры. Однако они в большей степени сводятся к изучению вопросов исключительно теоретического характера.
Более широкое и масштабное освещение она все же получила в трудах зарубежных авторов. Так, проблемами изучения культуры предприятия занимались такие классики научной мысли, как Г. Беккер, Р. Акофф, П. Вейл, И. Ансофф и др. Сущность организационной культуры предприятия детально исследуется в работах Э. Шейна, С. О’Рейли и Д. Четмена, Т. Питерса и Р. Уотермана, Д. Мартин, Л. Смирциха, Т. Дила и А. Кеннеди, Д. Отта и др. Влияние оргкультуры на эффективность деятельности предприятий — в работах Д. Коттера и Д. Хэскетта, К. Камерона и Р. Куинна, Д. Майстера, Р. Гофри и Д. Джонса, Т. Роллинза и Д. Роберста, Д. Денисона, Д. Коллинза.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время проблема изучения организационной культуры предприятия и степени ее влияния на эффективность производственной деятельности недостаточно исследована. В современной научной литературе остается ряд теоретических и практических аспектов, требующих дополнительного исследования.
Так, до сих пор еще четко не определена структура организационной культуры предприятия, слабо изученными остаются проблемы оценки оргкультуры предприятия. Работы, в которых бы предлагались методы количественного расчета влияния организационной культуры на эффективность производства, практически отсутствуют.
До сих пор объектами исследования организационной культуры являлись предприятия, производящие продукцию, но не организации, функционирующие в сфере услуг. Оргкультура организаций, оказывающих услуги, непосредственно оценивается потребителем, т.е. в большей степени определяет эффективность деятельности фирмы.
1. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami. — 10-e izd. / Per. s angl.; pod red. S.K. Mordovina. — SPb.: Piter, 2010.
2. Vazhinskiy N.P. K voprosu opredeleniya termina «kul´tura». Analitika kul´turologi, elektronnoe nauchnoe izdanie. 2010. Vyp. 1. № 16. — URL: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/241-article_2.html, data 01.07.2013.
3. Ivanycheva T.A. Tsennosti organizatsii kak element formirovaniya organizatsionnoy kul´tury predpriyatiya / Zaochnye elektronnye konferentsii, 2009. — URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2009/03/Ivanycheva.pdf, data 01.07.2013.
4. Kibanov A.Ya. Osnovy upravleniya personalom: Uchebnik. — M.: INFRA-M, 2009.
5. Polyanskaya O.V. Struktura organizatsionnoy kul´tury. Nauchn. vestn. Mosk. gos. tekhnich. un-ta grazhdanskoy aviatsii, 2006. № 101. S. 132–136.
6. Salimova T.A., Erastova A.V. Formirovanie ponyatiya organizatsionnoy kul´tury, orientirovannoy na kachestvo. Problemy teorii i praktiki upravleniya. — 2009. № 2. S. 98–106.
7. Smirnov E.A. Osnovy teorii organizatsii: Ucheb. posobie dlya vuzov. — M.: INFRA-M, 2008.
8. Spivak V.A. Organizatsionnaya kul´tura: Ucheb. posobie. — SPb.: Izdatel´skiy dom «Neva», 2004.
9. Steklova O.E. Organizatsionnaya kul´tura: Ucheb. posobie. — Ul´yanovsk: UlGTU, 2007.
10. Sheyn E.Kh. Organizatsionnaya kul´tura i liderstvo / Per. s angl.; pod red. V.A. Spivaka. — SPb.: Piter, 2007.
11. Driscoll C., McKee M. Restorying a Culture of Ethical and Spiritual Values: A Role for Leader Storytelling. J. of Business Ethics. 2007. № 73. P. 205–217.
12. Gofee R., Jones G. The Character of Corporation: How Jour Company`s Culture Can Make or Break Your Business. 2nd ed. London: Profile Books, 2003.
13. Morgan G. Images of Organization. Updated Revision. London: Sage Publications, 2006.