Владивосток, Россия
В процессе создания корпоративной культуры, ориентированной на потребителя, ключевую роль играют понимание и принятие всеми сотрудниками принципов, заложенных в основу деятельности компании. Следовательно, успешность организации, оказывающей услуги на конкурентном рынке, в значительной степени зависит от организационной культуры. Это и определяет актуальность данного вопроса. В статье приводится анализ современного состояния исследований организационной культуры в России и за рубежом, а также результаты проведенной диагностики организационной культуры одного из подразделений Сбербанка России. Теоретическая ценность и практическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении роли организационной культуры в формировании тех моделей поведения сотрудников, которые являются основной составляющей качества услуги и высоко ценятся потребителями.
управление персоналом, организационная культура, параметр «дистанция власти», параметр «стремление к избеганию неопределенности», параметр «индивидуализм-коллективизм», параметр «мужественность-женственность».
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Исследования проблем организационной культуры предприятия в последние годы находят освещение в трудах отечественных ученых: Н.В. Кузнецова, В.А. Спивака, В.В. Томилова, О.С. Виханского, А.И. Наумова, М.И. Магуры. Однако они в большей степени сводятся к изучению вопросов исключительно теоретического характера.
Более широкое и масштабное освещение она все же получила в трудах зарубежных авторов. Так, проблемами изучения культуры предприятия занимались такие классики научной мысли, как Г. Беккер, Р. Акофф, П. Вейл, И. Ансофф и др. Сущность организационной культуры предприятия детально исследуется в работах Э. Шейна, С. О’Рейли и Д. Четмена, Т. Питерса и Р. Уотермана, Д. Мартин, Л. Смирциха, Т. Дила и А. Кеннеди, Д. Отта и др. Влияние оргкультуры на эффективность деятельности предприятий — в работах Д. Коттера и Д. Хэскетта, К. Камерона и Р. Куинна, Д. Майстера, Р. Гофри и Д. Джонса, Т. Роллинза и Д. Роберста, Д. Денисона, Д. Коллинза.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время проблема изучения организационной культуры предприятия и степени ее влияния на эффективность производственной деятельности недостаточно исследована. В современной научной литературе остается ряд теоретических и практических аспектов, требующих дополнительного исследования.
Так, до сих пор еще четко не определена структура организационной культуры предприятия, слабо изученными остаются проблемы оценки оргкультуры предприятия. Работы, в которых бы предлагались методы количественного расчета влияния организационной культуры на эффективность производства, практически отсутствуют.
До сих пор объектами исследования организационной культуры являлись предприятия, производящие продукцию, но не организации, функционирующие в сфере услуг. Оргкультура организаций, оказывающих услуги, непосредственно оценивается потребителем, т.е. в большей степени определяет эффективность деятельности фирмы.
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — 10-е изд. / Пер. с англ.; под ред. С.К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2010.
2. Важинский Н.П. К вопросу определения термина «культура» // Аналитика культурологи, электронное научное издание. 2010. Вып. 1. № 16. — URL: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/241-article_2.html, дата 01.07.2013.
3. Иванычева Т.А. Ценности организации как элемент формирования организационной культуры предприятия / Заочные электронные конференции, 2009. — URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2009/03/Ivanycheva.pdf, дата 01.07.2013.
4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Полянская О.В. Структура организационной культуры // Научн. вестн. Моск. гос. технич. ун-та гражданской авиации, 2006. № 101. С. 132–136.
6. Салимова Т.А., Ерастова А.В. Формирование понятия организационной культуры, ориентированной на качество // Проблемы теории и практики управления. — 2009. № 2. С. 98–106.
7. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2008.
8. Спивак В.А. Организационная культура: Учеб. пособие. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.
9. Стеклова О.Е. Организационная культура: Учеб. пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2007.
10. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ.; под ред. В.А. Спивака. — СПб.: Питер, 2007.
11. Driscoll C., McKee M. Restorying a Culture of Ethical and Spiritual Values: A Role for Leader Storytelling // J. of Business Ethics. 2007. № 73. P. 205–217.
12. Gofee R., Jones G. The Character of Corporation: How Jour Company`s Culture Can Make or Break Your Business. 2nd ed. London: Profile Books, 2003.
13. Morgan G. Images of Organization. Updated Revision. London: Sage Publications, 2006.