Abstract and keywords
Abstract (English):
Problems of modern GR-communications are considered in this paper through the example of St. Petersburg mass media. In the last few years in St. Petersburg is occuring something what might be called a birth of GRprofessionals’ regional community, which has been culminated by creation of GR-Club at St. Petersburg State University in autumn 2013. However, as shown by results of a content analysis study, the mass media had a negative image of public relations, government relations and lobbying as types of communication activities.

Keywords:
government relations, public relations, mass media, content analysis.
Text

Работа выполнена в рамках НИР СПбГУ № 39.23.2211.2013.

В современных связях с общественностью все более и более обособленной отраслью становятся связи с государством или Government Relations [12]. Связи с общественностью в России развиваются в сторону дальнейшей институционализации, которая выражается, в том числе, в возрастающей специализации. Выделение GR из связей с общественностью происходит как по практическим, так и по теоретическим причинам. К практическим обстоятельствам следует отнести тенденцию усложнения функционирования современного государства, которое становится все более и более сложным механизмом, в котором начинают применяться новейшие методы управления, пришедшие из бизнеса, а также разнообразные формы сетевого взаимодействия с представителями гражданского общества. Отсюда проистекает потребность в некоторой специализации PR-специалистов. К теоретической стороне относится тот факт, что связи с общественностью как отрасль знаний испытывает определенные трудности с поиском теоретических оснований. В этом плане GR располагает широким спектром политологических теорий, начиная с классической теории групп интересов Артура Бентли [4] и заканчивая новейшими теориями сетевого государственного управления [8]. Указанные обстоятельства способствуют становлению Government Relations в качестве отдельного направления деятельности по связям с общественностью.

В современной России научные исследования в области GR, однако, сталкиваются с определенными трудностями. С одной стороны, российская политическая практика изобилует примерами эффективного лоббизма [9]. С другой стороны, отсутствие прозрачности и какого-либо законодательного регулирования этой деятельности переводит лоббизм в плоскость неформальных практик, что затрудняет его исследование. Более того, GR как политическая практика и исследовательская дисциплина переживает период становления, что вызывает сопутствующие проблемы с понятийным аппаратом, демаркацией данного научного и практического поля от других, описанием специфических технологий и т.п. В этой связи любой исследователь в России может обнаружить в специальной литературе состояние экстремального плюрализма мнений.

References

1. Agi U., Kemeron G., Olt F., Uilkoks D. Samoe glavnoe v PR [The most important thing in PR]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004.

2. Achkasova V.A. Lobbirovanie i GR: tochki professional’nogo peresecheniya [Lobbying and GR: point of professional intersection]. Formirovanie sistemy tsivilizovannogo lobbizma v Rossii: GR i problemy effektivnosti vzaimodeystviya obshchestva i vlasti [Formation of civilized lobbying in Russia: GR and efficiency problems of interaction between society and the authorities]. St. Petersburg, Rossiya-Neva Publ., 2006. pp. 101–112.

3. Bykov I.A., Filatova O.G. Government Relations: Modern theoretical approaches and practical solutions. Materialy 52 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sredstva massovoy informatsii v sovremennom mire. Peterburgskie chteniya» [Materials of 52nd International Scientific and Practical Conference «Media in the modern world. Petersburg reading»]. St. Petersburg, 2013. pp. 137–140.

4. Bentli A. Protsess gosudarstvennogo upravleniya [The process of governance]. Moscow, NikolloM Publ., 2012.

5. Medialogiya: informatsionno-analiticheskaya sistema [Medialogia: information-analytical system]. 2013. Available at: http://mlg.ru/ratings/regional_media/ (accessed 11 December 2013).

6. Rating Directors on Relations with authorities. Assotsiatsiya menedzherov Rossii [Russian Managers Association]. 2012. Available at: http://amr.ru/upload/GR_2012.pdf/

7. Lobbying services market in Russia: results of the interaction of GR-companies with public authorities (for example, in Moscow). Institut lobbizma [Institute of lobbying]. 2012. Available at: http://lobbyinst.org/images/moscowmarket%20 lobbying%20services.pdf/

8. Smorgunov L.V. Setevoy podkhod k politike i upravleniyu [Network approach to policy and management]. Polis Publ., 2001. no 3. pp. 23–32.

9. Tolstykh P.A. GR. Praktikum po lobbizmu [Workshop on lobbying]. Moscow, NikolloM Publ., Al’pina Biznes Buk Publ., 2007.

10. Fedotova L.N. Analiz soderzhaniya — sotsiologicheskiy metod izucheniya sredstv massovoy kommunikatsii [Analysis of the content — the sociological method of studying mass communication]. Moscow, Institut sotsiologii RAN. Publ., 2001.

11. Minitusova I.E. GR: teoriya i praktika [GR: Theory and Practice]. St. Petersburg, S.-Petersburg University Publ., 2013.

12. Smorgunva L.V., Timofeeva L.T. GR-svyazi s gosudarstvom. Teoriya, praktika i mekhanizmy vzaimodeystviya biznesa i grazhdanskogo obshchestva s gosudarstvom [GR-ties with the state. Theory, practice and mechanisms of interaction between business and civil society with the state]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2012.

13. Mack S.S. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Westport: Greenwood Publishing Group, 1997.

14. McNair B. Power, profit, corruption, and lies: The Russian media in the 1990s. De-Westernizing Media Studies / James Curran, Myung-Jin Park (eds.). L.; N. Y.: Routledge, 2000. P. 79-94.

15. Shlapentokh V. Corruption, the Power of State and Big Business in Soviet and Post-Soviet Regimes. Communist and Post-Communist Studies. 2013. Vol. 46. P. 147–158.

Login or Create
* Forgot password?