GR-КОММУНИКАЦИИ В ЗЕРКАЛЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы современных GR-коммуникаций на примере средств массовой информации Санкт-Петербурга. В последние несколько лет в Санкт-Петербурге происходит то, что можно назвать зарождением регионального сообщества GR-профессионалов, увенчавшееся созданием GR-клуба при Санкт-Петербургском государственном университете осенью 2013 г. Однако, как показывают результаты контент-аналитического исследования, в средствах массовой информации сложилось негативное представление о связях с общественностью, с органами государственной власти и лоббизмом как видами коммуникативной деятельности.

Ключевые слова:
связи с государством, связи с общественностью, средства массовой информации, контент-анализ.
Текст

Работа выполнена в рамках НИР СПбГУ № 39.23.2211.2013.

В современных связях с общественностью все более и более обособленной отраслью становятся связи с государством или Government Relations [12]. Связи с общественностью в России развиваются в сторону дальнейшей институционализации, которая выражается, в том числе, в возрастающей специализации. Выделение GR из связей с общественностью происходит как по практическим, так и по теоретическим причинам. К практическим обстоятельствам следует отнести тенденцию усложнения функционирования современного государства, которое становится все более и более сложным механизмом, в котором начинают применяться новейшие методы управления, пришедшие из бизнеса, а также разнообразные формы сетевого взаимодействия с представителями гражданского общества. Отсюда проистекает потребность в некоторой специализации PR-специалистов. К теоретической стороне относится тот факт, что связи с общественностью как отрасль знаний испытывает определенные трудности с поиском теоретических оснований. В этом плане GR располагает широким спектром политологических теорий, начиная с классической теории групп интересов Артура Бентли [4] и заканчивая новейшими теориями сетевого государственного управления [8]. Указанные обстоятельства способствуют становлению Government Relations в качестве отдельного направления деятельности по связям с общественностью.

В современной России научные исследования в области GR, однако, сталкиваются с определенными трудностями. С одной стороны, российская политическая практика изобилует примерами эффективного лоббизма [9]. С другой стороны, отсутствие прозрачности и какого-либо законодательного регулирования этой деятельности переводит лоббизм в плоскость неформальных практик, что затрудняет его исследование. Более того, GR как политическая практика и исследовательская дисциплина переживает период становления, что вызывает сопутствующие проблемы с понятийным аппаратом, демаркацией данного научного и практического поля от других, описанием специфических технологий и т.п. В этой связи любой исследователь в России может обнаружить в специальной литературе состояние экстремального плюрализма мнений.

Список литературы

1. Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR. СПб.: Питер, 2004.

2. Ачкасова В.А. Лоббирование и GR: точки профессионального пересечения // Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / Под ред. В.И. Быкова, Л.Н. Галенской, Л.В. Сморгунова. СПб.: Россия-Нева, 2006. С. 101–112.

3. Быков И.А., Филатова О.Г. Government Relations: Современные теоретические подходы и практические решения // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 52-й междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 137140.

4. Бентли А. Процесс государственного управления. М.: НиколлоМ, 2012.

5. Медиалогия: информационно-аналитическая система. 2013. URL: http://www.mlg.ru/ratings/regional_media/2551/25/2013/2/ (дата обращения: 11.12.2013).

6. Рейтинг директоров по отношениям с органами власти 2012 // Ассоциация менеджеров России. 2012. URL: http://amr.ru/upload/GR_2012.pdf/

7. Рынок лоббистских услуг в России: результаты исследования взаимодействия GR-компаний с органами государственной власти (на примере Москвы) // Институт лоббизма. 2012. URL: http://lobbyinst.org/images/moscowmarket%20lobbying%20services.pdf/

8. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. 2001. № 3. С. 23-32.

9. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму. М.: НиколлоМ, Альпина Бизнес Бук, 2007.

10. Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Институт социологии РАН, 2001.

11. GR: теория и практика: Учебник / Под ред. И.Е. Минтусова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013.

12. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Л.В. Сморгунова, Л.Т. Тимофеевой. М.: РОССПЭН, 2012.

13. Mack С.S. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Westport: Greenwood Publishing Group, 1997.

14. McNair B. Power, profit, corruption, and lies: The Russian media in the 1990s // De-Westernizing Media Studies / James Curran, Myung-Jin Park (eds.). L.; N. Y.: Routledge, 2000. P. 79-94.

15. Shlapentokh V. Corruption, the Power of State and Big Business in Soviet and Post-Soviet Regimes // Communist and Post-Communist Studies. 2013. Vol. 46. P. 147–158.

Войти или Создать
* Забыли пароль?