Abstract and keywords
Abstract (English):
A need for profound methodological changes in the humanities, as well as possibility to build humanitarian technologies based on them, are considered in this paper. The concept of techno humanistics and culturonics underlines constructive rather than pure research beginning in humanities. The question is posed how these sciences are able to act on the subject of their study, what cultural practices can be built on the base of language, literature and philosophy study.

Keywords:
humanities, techno humanistics, culturology, culturonics, manifesto, literary studies, trans poetics, trans aesthetics.
Text

Гуманитарные дисциплины являются таковыми не потому, что они вообще изучают человека и его разнообразные проявления. Физиология, анатомия, медицина, экономика, социология, политология, социально-экономическая история тоже изучают человека, устройство его тела, продукты его деятельности, способы его общественной организации. Но эти науки являются не гуманитарными, а естественными или общественными. Гуманитарность свойственна именно таким дисциплинам, где человек менее всего может опредметить себя как эмпирическую данность, как индивидуальное или социальное тело. Гуманитарность — в тех процессах мышления, творчества, высказывания, межличностных отношений, где человек менее всего определим и завершим. Критическая сторона гуманитарности — денатурализация и деполитизация человека, разоблачение того, что естественным и общественным наукам представляется твердым, позитивным основанием объективности. Конструктивная сторона гуманитарности — это построение новых знаков, означаемым которых становится сам гуманитарный субъект, человек, не столько открывающий нечто в мире объектов, сколько производящий собственную субъективность методами самоназначения и самообозначения.

Как ни странно, современные естественные науки, в том числе физика и биология, теоретически более раскованны, более открыты проективной деятельности и фантазиям о будущем, чем гуманитарные науки, большей частью обращенные в прошлое и сосредоточенные на анализе текстов. Если Ф. Бэкон у истока Нового времени провозгласил: «Знание — сила», то А. Эйнштейн так перелагает этот девиз для современной науки: «Воображение важнее знания» [1].

Практическая надстройка гуманитарных наук. Техногуманистика

Как же практически воплотить конструктивный потенциал гуманитарных наук? В системе человеческих знаний-умений есть одно пропущенное звено. Науки, как известно, делятся на три большие группы: естественные, социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки — методы преобразования того, что данные науки изучают, a у третьей эта надстройка отсутствует, точнее, еще не приобрела своего места и функции в системе наукознания.

References

1. «I sufficiently artist to freely rely on my imagination. Imagination is more important than knowledge. Knowledge is limited. Imagination embraces the entire world». Meaning of life for Einstein. George Silvestri Viereku interview for the newspaper The Saturday Evening Post. 1929, 26 October.

2. Whitehead A.N. Modes of Thought. The Macmillan Co. N.Y., 1938. P. 233.

Login or Create
* Forgot password?