employee from 01.01.1986 until now
Moscow, Moscow, Russian Federation
Search, preservation and change of equilibrium conditions in developing economic systems are considered. Transport analogies are drawn to prevent collision of investment interests and mechanical analogies are drawn to reach investment interests balance with the least squares method based on effect on expenses elasticity, admissible for investments in the real estate, carried out by investors with different patterns of ownership. Elasticity is considered as manifestation of the law of diminishing returns and is used to justify a share of expenses for infrastructure design in the total amount of expenses on territorial development projects. In terms of mechanistic analogies investments are likened to potential energy accumulation, while economic elasticity is likened to nonlinearity of interlocked springs elastic characteristics, and the payback period of investments is likened to the weight stretching these springs.
infrastructure; investments; economic elasticity; economics of scale; ring structures, competition, fluctuations.
Для проявления любой активности необходимо наличие благоприятных условий, но эти условия могут быть адекватно оценены только в сравнении. Если на пути активности по какому-либо направлению встречается множество препятствий, но другие направления ими заблокированы сильнее, то потенциал активности будет реализовываться именно по первому пути, как пути «наименьшего сопротивления». Таким образом для монопольной консолидации активности в этом направлении предпосылками являются препятствия на путях ему альтернативных. Инфраструктура в широком смысле представляет собой систему связей и барьеров, удобств и помех, прав и обязанностей, запретов и предписаний, организующих человеческую активность. Монополизм здесь бывает вполне оправдан во имя преодоления стоящих на пути препятствий, но после их устранения он способен стать тормозом дальнейшей активизации, так как для нее полезна конкуренция, т.е. возможность выбора из нескольких альтернативных путей. Именно это стимулирует устранение оставшихся препятствий и повышение удобства продвижения по всем путям.
Наиболее отчетливо подобные эффекты прослеживаются в сфере территориального развития и, особенно, в транспортном его компоненте. Однако в не меньшей степени они свойственны хозяйственной, административно-политической, нормативно-правовой, культурно-информационной и другим сферам. Причем, отчетливых границ между этими сферами может и не быть. Так, конституционное право на свободу передвижения (например, на пересечение перекрестка) при одновременной реализации несколькими автомобилистами приводит к столкновению их прав (и транспортных средств). Предотвратить подобное столкновение можно нормативно (правилом пропускать помеху справа), административно (установкой поста регулировщика), административно-технически (установкой светофора), нормативно-планировочно (устройством кругового движения) и пространственно-технически (строительством транспортной развязки с двумя или тремя уровнями движения). Любая из подобных мер имеет нижние (по своей нагрузке) пределы экономически обоснованной применимости и верхние пределы пропускной способности. Их развитие и тиражирование сопряжено с определенными эффектами масштаба, как правило, негативными, с чем приходится мириться, подчиняясь действию закона убывающей доходности. Однако именно частичный отказ мириться с подобными явлениями приводит к поиску альтернативных способов разрешения юридических, экономических, технических, экологических и прочих противоречий. Иначе развитие активности (например, хозяйственной) концентрируется в накатанные (по экстремалям) колеи, в действительности оказывающиеся структурными ловушками, якобы «стабильное» движение по которым ведет к тупикам и провалам.
1. Alekseev Yu.V., Vysokiy V.A. Mnogokriterial´naya otsenka proektov rekonstruktsii pyatietazhnogo zhil´ya. Arkhitekturnaya nauka i obrazovanie / Tr. MArkhI. T. 1. – M.: Stroyizdat, 2003. – S. 168–178.
2. Arnol´d V.I. Optimizatsiya v srednem i fazovye perekhody v upravlyaemykh dinamicheskikh sistemakh. Funktsional´nyy analiz i ego prilozheniya. – RAN, Nauka, – Т. 36. – Vyp. 2. – S. 1–11.
3. Baranskiy N.N. Ob ekonomiko-geograficheskom izuchenii gorodov. Voprosy geografii. Sb. 2. – M., 1946. – s. 19–62.
4. Vysokiy V.A. Otsenka stoimosti proektirovaniya pri ego ekstensifikatsii. Zhilishchnoe stroitel´stvo. – 2001. – № 5. – S. 18–22.
5. Vysokiy V.A. Finansovaya kon´´yunktura i zakon ubyvayushchey dokhodnosti. Zhilishchnoe stroitel´stvo. – 2000. – № 7. – S. 6–7. – № 9. – S. 6–7.
6. Gal´perin V.M., Ignat´ev S.M., Morgunov V.I. Mikroekonomika: v 2 t. – SPb.: Ekonomicheskaya shkola, 1996. (httr://microeconomica.economicus.ru/index1.php?file=12_7).
7. Gumilev L.N. Geografiya etnosa v istoricheskiy period. – L.: Nauka, Leningr. otd-e, 1990. – 280 s.
8. Kositskiy Ya.V., Blagovidova N.G. Osnovy teorii planirovki i zastroyki gorodov. – M.: Arkhitektura-S, 2007. – 76 s.
9. Kudryavtsev O.K. Rasselenie i planirovochnaya struktura krupnykh gorodov-aglomeratsiy. – M.: Stroyizdat, 1985. – 136 s.
10. Maloyan G.A. Ischezayushchaya urbanizatsiya. Academia. Arkhitektura i stroitel´stvo. – M.: Redaktsionnyy otdel RAASN, 2005. – № 2. – S. 26–30.
11. Moiseev N.N. Ekologiya chelovechestva glazami matematika. – M.: Molodaya gvardiya, 1988.
12. Moskalev E.N. Metody konkursnogo raspredeleniya investitsionnykh resursov na soderzhanie i razvitie regional´noy seti avtodorog (na primere Voronezhskoy oblasti): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 / VGASU. – Voronezh, 2002. – 21 s.
13. Nikonov N.N. Bol´sheproletnye pokrytiya: Analiz i otsenka: Ucheb. posobie. – M.: Izdatel´stvo ASV, 1998. – 432 s.
14. Poryadok opredeleniya stoimosti proektnykh rabot dlya stroitel´stva v g. Moskve. 4‑ya redaktsiya. – M.: GUP «NIATs», 2000.
15. Selishchev A.S. Mikroekonomika. – 2-e izd. – SPb.: Piter, 2003. – 448 s.
16. Simkina L.G., Korneychuk B.V. Mikroekonomika. – 2‑e izd. – SPb.: Piter, 2003. – 432 s.
17. Tikhomirov M.N. Drevnyaya Moskva. XII–XV vv. V kn.: Srednevekovaya Rossiya na mezhdunarodnykh putyakh. XIV–XV vv. – M., 1992. – S. 6–181 (http://rusarch.ru/tihomirov3.htm).
18. Tret´yak V.P. Odna iz form aktivizatsii innovatsionnogo malogo biznesa. Nauka Moskvy i regionov. – 2007. – № 4. – S. 64–67.
19. http://grani.ru/society/sciense/m.123727.html
20. http://www.n-bitva.narod.ru/prilojenie/nauka/istoria/trifonov_a_nadMoskvoi.htm