сотрудник с 01.01.1986 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы поиска, сохранения и изменения равновесных состояний в развивающихся экономических системах. Используются транспортные аналогии для предотвращения столкновения инвестиционных интересов и механические аналогии для установления их равновесия методом наименьших квадратов на основе эластичности эффекта по затратам, допустимой для вложений в недвижимость, осуществляемых инвесторами с разными формами собственности. Эта эластичность рассматривается в качестве проявления закона убывающей доходности и используется для обоснования доли затрат на проектирование инфраструктуры в общей сумме расходов на разработку проектов территориального развития. В механических аналогиях инвестиции уподобляются накоплению потенциальной энергии, экономическая эластичность уподобляется нелинейности упругих характеристик сцепленных пружин, а срок окупаемости инвестиций уподобляется весу, растягивающему эти пружины.
инфраструктура; инвестиции; экономическая эластичность, эффект масштаба; кольцевые структуры, конкуренция, колебания.
Для проявления любой активности необходимо наличие благоприятных условий, но эти условия могут быть адекватно оценены только в сравнении. Если на пути активности по какому-либо направлению встречается множество препятствий, но другие направления ими заблокированы сильнее, то потенциал активности будет реализовываться именно по первому пути, как пути «наименьшего сопротивления». Таким образом для монопольной консолидации активности в этом направлении предпосылками являются препятствия на путях ему альтернативных. Инфраструктура в широком смысле представляет собой систему связей и барьеров, удобств и помех, прав и обязанностей, запретов и предписаний, организующих человеческую активность. Монополизм здесь бывает вполне оправдан во имя преодоления стоящих на пути препятствий, но после их устранения он способен стать тормозом дальнейшей активизации, так как для нее полезна конкуренция, т.е. возможность выбора из нескольких альтернативных путей. Именно это стимулирует устранение оставшихся препятствий и повышение удобства продвижения по всем путям.
Наиболее отчетливо подобные эффекты прослеживаются в сфере территориального развития и, особенно, в транспортном его компоненте. Однако в не меньшей степени они свойственны хозяйственной, административно-политической, нормативно-правовой, культурно-информационной и другим сферам. Причем, отчетливых границ между этими сферами может и не быть. Так, конституционное право на свободу передвижения (например, на пересечение перекрестка) при одновременной реализации несколькими автомобилистами приводит к столкновению их прав (и транспортных средств). Предотвратить подобное столкновение можно нормативно (правилом пропускать помеху справа), административно (установкой поста регулировщика), административно-технически (установкой светофора), нормативно-планировочно (устройством кругового движения) и пространственно-технически (строительством транспортной развязки с двумя или тремя уровнями движения). Любая из подобных мер имеет нижние (по своей нагрузке) пределы экономически обоснованной применимости и верхние пределы пропускной способности. Их развитие и тиражирование сопряжено с определенными эффектами масштаба, как правило, негативными, с чем приходится мириться, подчиняясь действию закона убывающей доходности. Однако именно частичный отказ мириться с подобными явлениями приводит к поиску альтернативных способов разрешения юридических, экономических, технических, экологических и прочих противоречий. Иначе развитие активности (например, хозяйственной) концентрируется в накатанные (по экстремалям) колеи, в действительности оказывающиеся структурными ловушками, якобы «стабильное» движение по которым ведет к тупикам и провалам.
1. Алексеев Ю.В., Высокий В.А. Многокритериальная оценка проектов реконструкции пятиэтажного жилья // Архитектурная наука и образование / Тр. МАрхИ. Т. 1. – М.: Стройиздат, 2003. – С. 168–178.
2. Арнольд В.И. Оптимизация в среднем и фазовые переходы в управляемых динамических системах // Функциональный анализ и его приложения. – РАН, Наука, – Т. 36. – Вып. 2. – С. 1–11.
3. Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении городов. Вопросы географии. Сб. 2. – М., 1946. – с. 19–62.
4. Высокий В.А. Оценка стоимости проектирования при его экстенсификации // Жилищное строительство. – 2001. – № 5. – С. 18–22.
5. Высокий В.А. Финансовая конъюнктура и закон убывающей доходности // Жилищное строительство. – 2000. – № 7. – С. 6–7. – № 9. – С. 6–7.
6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2 т. – СПб.: Экономическая школа, 1996. (httр://microeconomica.economicus.ru/index1.php?file=12_7).
7. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1990. – 280 с.
8. Косицкий Я.В., Благовидова Н.Г. Основы теории планировки и застройки городов. – М.: Архитектура-С, 2007. – 76 с.
9. Кудрявцев О.К. Расселение и планировочная структура крупных городов-агломераций. – М.: Стройиздат, 1985. – 136 с.
10. Малоян Г.А. Исчезающая урбанизация // Academia. Архитектура и строительство. – М.: Редакционный отдел РААСН, 2005. – № 2. – С. 26–30.
11. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. – М.: Молодая гвардия, 1988.
12. Москалев Е.Н. Методы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов на содержание и развитие региональной сети автодорог (на примере Воронежской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / ВГАСУ. – Воронеж, 2002. – 21 с.
13. Никонов Н.Н. Большепролетные покрытия: Анализ и оценка: Учеб. пособие. – М.: Издательство АСВ, 1998. – 432 с.
14. Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в г. Москве. 4‑я редакция. – М.: ГУП «НИАЦ», 2000.
15. Селищев А.С. Микроэкономика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.
16. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – 2‑е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
17. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII–XV вв. В кн.: Средневековая Россия на международных путях. XIV–XV вв. – М., 1992. – С. 6–181 (http://rusarch.ru/tihomirov3.htm).
18. Третьяк В.П. Одна из форм активизации инновационного малого бизнеса // Наука Москвы и регионов. – 2007. – № 4. – С. 64–67.
19. http://grani.ru/society/sciense/m.123727.html
20. http://www.n-bitva.narod.ru/prilojenie/nauka/istoria/trifonov_a_nadMoskvoi.htm