FURTHER TRAINING AND PROFESSIONAL RETRAINING STANDARD AS A TOOL FOR HUMAN RESOURCE TRAINING MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Human resource training is one of the major ways to enrich organization’s HR-potential. So the ever-urgent issue is how to design and then manage the HReducation/ training system. Based on analytical review of foreign and domestic authors’ works the concept of “personnel training” is defined; types of education/ training are featured and essence of training for the staff of any organization is proved. Main elements of the HR-training system are outlined the essence of consistency and continuity principles application for the efficiency of teaching process in emphasized. Further Training and Professional Retraining Standard is suggested as a tool for the HR-education process management. The Standard is a document reflecting sets of standards, rules and requirement serving as a model for designing HR-education process in the organization. The Standard is applicable to all units and all types of workers (new recruits and old-timers), as well as to students of higher educational and vocational education establishments, who undergo their internship in the organization.

Keywords:
staff training, HR-education, types of training, education system, the systems principle, consistency principle, continuity principle, standard training and retraining.
Text

С развитием научных основ управления персоналом возникла необходимость изучения вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников путем выделения обучения в отдельное направление в системе управления персоналом. Ежедневно в мире происходят изменения во всех областях нашей жизни. Поэтому выигрывает та организация, которая ориентирована в этих новшествах, мобильна, способна к быстрым переменам. Способность к переменам напрямую зависит от способности персонала получать и осваивать новые знания. Как известно, профессиональные знания быстро устаревают. Следовательно, хорошо обученный персонал — это важный фактор процветания любой организации.

Особую актуальность приобретает обучение в условиях стратегического менеджмента. Современные предприятия стараются осваивать стратегический менеджмент, что способствует видению на много шагов вперед. По мнению сторонников школы обучения в стратегическом менеджменте, стратегии следует разрабатывать постепенно, шаг за шагом, по мере того как организация развивается, обучается [14]. Мэри Кроссан, Генри Лейн и Родерик Уайт показали, что многие организации постоянно сталкиваются с новыми для них ситуациями. В этом случае организация склонна принимать форму исследовательской, а обучение становится обязательным условием сохранения гибкости [14]. Например, при сокращении штатов, должностные обязанности оставшихся сотрудников часто расширяются и изменяются. Им могут понадобиться новые умения. В результате модернизации производства меняется оборудование и методы работы на нем. Прежние умения устаревают и их нужно обновлять. Для рационального и эффективного использования персонала возможно обучение работников второй профессии. Значит, обучение персонала необходимо для существования и развития любой организации.

На сегодняшний день сказано много слов о важности обучения работников. При этом руководители уделяют недостаточно внимания этому вопросу. Так по мнению Чураковой Н.И. [20] во многих организациях обучение проходит бессистемно (отсутствуют планы на обучение, мотивация персонала на повышение квалификации не рассматривается, обучение проводится от случая к случаю). Работодателей не беспокоит вопрос соответствия результата обучения потребностям и целям организации (они не высказывают никаких требований к содержанию программы обучения, принимая уже готовые, которые могут не соответствовать потребностям организации). Корпоративные системы обучения сводятся к решению узко направленных задач по обучению сотрудников в связи с изменениями требований к должности или технологии. Никто не желает заниматься развитием работников, опираясь на его способности и перспективы. При выборе форм и методов обучения корпоративные системы отдают предпочтение одним и тем же методам, не используя всех альтернатив. При выборе стороннего преподавателя организации ориентируется на его известность и стоимость услуг (не предпринимается попыток ознакомиться с программой, опытом преподавательской деятельности, а также опытом проведения подобных программ). Отсутствует взаимосвязь расходов на обучение с полученными результатами. В основном принимаются во внимание такие факторы, как личное мнение руководителя, содержание государственных стандартов.

References

1. Bryukhova O.Yu. Korporativnoe obuchenie personala: vybor organizatsiy XXI veka. Razvitie sistemy upravleniya personalom v sovremennykh organizatsiyakh: sb. nauch. st. I mezhdunar. nauchno-praktich. konf. 2009. S. 211–213.

2. Dzhuell L. Industrial´no-organizatsionnaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2001.

3. Zhelnina E.V. Tekhnologiya professional´noy podgotovki personala sovremennoy promyshlennoy kompanii. Razvitie sistemy upravleniya personalom v sovremennykh organizatsiyakh: sb. nauch. st. I mezhdunar. nauchno-praktich. konferentsii. 2009. S. 227–231.

4. Magura M.I., Kurbatova M.B. Obuchenie personala kak konkurentnoe preimushchestvo. Spetsvypusk zhurnala «Upravlenie personalom». 2004.

5. Magura M.I. Upravlenie personalom v obuchayushcheysya organizatsii [Elektronnyy resurs]. Upravlenie personalom. 2009. № 18. Rezhim dostupa: Sistema «Konsul´tant plyus». Razdel: Pressa i knigi.

6. Mansurov R.E. Otsenka effektivnosti obucheniya personala. Ekonomika i organizatsiya truda. 2009. № 4. S. 3–6.

7. Muzychenko V.V. Master-klass po upravleniyu personalom [Elektronnyy resurs]. Gross Media, 2009. Rezhim dostupa: Sistema «Konsul´tant plyus». Razdel: Pressa i knigi.

8. Mukhametzyanova I.I., Khannanova T.R. Problema korporativnogo obucheniya personala: soderzhanie i tekhnologii, formy. Razvitie sistemy upravleniya personalom v sovremennykh organizatsiyakh: sb. nauch. st. I mezhdunar. nauchno-praktich. konf. 2009. S. 214–215.

9. Novikova A. Korporativnoe obuchenie: strategiya i taktika. Luchshie HR-resheniya. M.: Vershina, 2006.

10. Odegov Yu.G. Upravlenie personalom v strukturno-logicheskikh skhemakh: Uchebnik. M.: Akademicheskiy proekt, 2008.

11. Parshina V.S. Sistema korporativnogo obucheniya rukovoditeley otrasli zheleznodorozhnogo transporta. Razvitie sistemy upravleniya personalom v sovremennykh organizatsiyakh: sb. nauch. st. I mezhdunar. nauchno-praktich. konf. 2009. S. 224–227.

12. Rogozhin M.Yu. Spravochnik kadrovika: Praktich. posobie [Elektronnyy resurs]. 2-e izd., perer. i dop. Prospekt, 2011. Rezhim dostupa: Sistema «Konsul´tant plyus». Razdel: Pressa i knigi.

13. Svergun O.Yu. Analiz potrebnosti v obuchenii [Elektronnyy resurs]: publikatsiya. Rezhim dostupa: http://www.ubo.ru/.

14. Strategicheskiy menedzhment. Osnovy strategicheskogo upravleniya / M.A. Chernyshev [i dr.]. Rostov n/D.: Feniks, 2009.

15. Upravlenie personalom: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. T.Yu. Bazarova, B.L. Eremina. 2-e izd., dop. i pererab. M.: YuNITI, 2002.

16. Upravlenie personalom organizatsii: Uchebnik / Pod red. A.Ya. Kibanova. 4-e izd., dop. i pererab. M.: INFRA-M, 2010.

17. Upravlenie personalom: teoriya i praktika: Uchebnik / pod red. V.R. Vesnina. M.: KNORUS, 2009.

18. Filina F.N. Vse o rabote direktora po kadram: Luchshie kadrovye resheniya [Elektronnyy resurs]. Gross Media, 2007. Rezhim dostupa: Sistema «Konsul´tant plyus». Razdel: Pressa i knigi.

19. Kholkina N. Korporativnoe obuchenie v krizisnyy period [Elektronnyy resurs]. Upravlenie personalom. 2009. № 12. Rezhim dostupa: Sistema «Konsul´tant plyus». Razdel: Pressa i knigi.

20. Chulanova O.L., Kvindt O.V. Sistema podbora kadrov upravleniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda (regional´nyy opyt). Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. 2012. № 3.

21. Churakova N.I. Korporativnoe obuchenie personala: mify i real´nost´. Razvitie sistemy upravleniya personalom v sovremennykh organizatsiyakh: sb. nauch. st. I mezhdunar. nauchno-praktich. konf. 2009. S. 209–211.

22. Shkatulla V.I. Nastol´naya kniga menedzhera po kadram. 3-e izd., izm. i dop. M.: Norma, 2003.

23. Yudina E.E. Primenenie tekhnologii kouchinga v upravlenii personalom. Razvitie sistemy upravleniya personalom v sovremennykh organizatsiyakh: sb. nauch. st. I mezhdunar. nauchno-praktich. konf. Ekaterinburg, 2009. S. 218–220.

24. HR-praktika. Upravlenie personalom: Kak eto est´ na samom dele / O. Svergun, Yu. Pass, D. D´yakova, A. Novikova. SPb.: Piter, 2005.

25. Schein E.H. Management Development as a Process of Influence. Executive education: process, practice and evaluation / Albert A. Vicere (ed.). Peterson’s Guides. Princeton, New Jersey. 1989. R. 3–20.

Login or Create
* Forgot password?