Обучение персонала представляет собой один из главных способов обогащения кадрового потенциала организации. Поэтому не секрет, что изучение вопроса о том, каким образом можно построить систему обучения и каким образом можно ею управлять, будет актуальным достаточно долго. В статье на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов формулируется определение понятия «обучение персонала», дается характеристика видов обучения, обосновывается значимость обучения персонала для организации. В статье раскрываются основные элементы системы обучения персонала, отмечается, что реализация принципов системности и непрерывности будет обеспечивать эффективность процесса обучения. В качестве инструмента управления процессом обучения персонала предлагается Стандарт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Стандарт – это документ, в котором отражен комплекс норм, правил, требований, принимаемый за модель поведения при осуществлении процесса обучения персонала организации. Действие Стандарта распространяется на все подразделения предприятия, на всех его работников (на вновь принимаемых и на уже работающих), студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования, проходящих практику на предприятии (если таковые имеются).
персонал, обучение персонала, виды обучения персонала, система обучения, принцип системности, принцип непрерывности, стандарт повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
С развитием научных основ управления персоналом возникла необходимость изучения вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников путем выделения обучения в отдельное направление в системе управления персоналом. Ежедневно в мире происходят изменения во всех областях нашей жизни. Поэтому выигрывает та организация, которая ориентирована в этих новшествах, мобильна, способна к быстрым переменам. Способность к переменам напрямую зависит от способности персонала получать и осваивать новые знания. Как известно, профессиональные знания быстро устаревают. Следовательно, хорошо обученный персонал — это важный фактор процветания любой организации.
Особую актуальность приобретает обучение в условиях стратегического менеджмента. Современные предприятия стараются осваивать стратегический менеджмент, что способствует видению на много шагов вперед. По мнению сторонников школы обучения в стратегическом менеджменте, стратегии следует разрабатывать постепенно, шаг за шагом, по мере того как организация развивается, обучается [14]. Мэри Кроссан, Генри Лейн и Родерик Уайт показали, что многие организации постоянно сталкиваются с новыми для них ситуациями. В этом случае организация склонна принимать форму исследовательской, а обучение становится обязательным условием сохранения гибкости [14]. Например, при сокращении штатов, должностные обязанности оставшихся сотрудников часто расширяются и изменяются. Им могут понадобиться новые умения. В результате модернизации производства меняется оборудование и методы работы на нем. Прежние умения устаревают и их нужно обновлять. Для рационального и эффективного использования персонала возможно обучение работников второй профессии. Значит, обучение персонала необходимо для существования и развития любой организации.
На сегодняшний день сказано много слов о важности обучения работников. При этом руководители уделяют недостаточно внимания этому вопросу. Так по мнению Чураковой Н.И. [20] во многих организациях обучение проходит бессистемно (отсутствуют планы на обучение, мотивация персонала на повышение квалификации не рассматривается, обучение проводится от случая к случаю). Работодателей не беспокоит вопрос соответствия результата обучения потребностям и целям организации (они не высказывают никаких требований к содержанию программы обучения, принимая уже готовые, которые могут не соответствовать потребностям организации). Корпоративные системы обучения сводятся к решению узко направленных задач по обучению сотрудников в связи с изменениями требований к должности или технологии. Никто не желает заниматься развитием работников, опираясь на его способности и перспективы. При выборе форм и методов обучения корпоративные системы отдают предпочтение одним и тем же методам, не используя всех альтернатив. При выборе стороннего преподавателя организации ориентируется на его известность и стоимость услуг (не предпринимается попыток ознакомиться с программой, опытом преподавательской деятельности, а также опытом проведения подобных программ). Отсутствует взаимосвязь расходов на обучение с полученными результатами. В основном принимаются во внимание такие факторы, как личное мнение руководителя, содержание государственных стандартов.
1. Брюхова О.Ю. Корпоративное обучение персонала: выбор организаций XXI века // Развитие системы управления персоналом в современных организациях: сб. науч. ст. I междунар. научно-практич. конф. 2009. С. 211–213.
2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
3. Желнина Е.В. Технология профессиональной подготовки персонала современной промышленной компании // Развитие системы управления персоналом в современных организациях: сб. науч. ст. I междунар. научно-практич. конференции. 2009. С. 227–231.
4. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество // Спецвыпуск журнала «Управление персоналом». 2004.
5. Магура М.И. Управление персоналом в обучающейся организации [Электронный ресурс] // Управление персоналом. 2009. № 18. Режим доступа: Система «Консультант плюс». Раздел: Пресса и книги.
6. Мансуров Р.Е. Оценка эффективности обучения персонала // Экономика и организация труда. 2009. № 4. С. 3–6.
7. Музыченко В.В. Мастер-класс по управлению персоналом [Электронный ресурс] // Гросс Медиа, 2009. Режим доступа: Система «Консультант плюс». Раздел: Пресса и книги.
8. Мухаметзянова И.И., Ханнанова Т.Р. Проблема корпоративного обучения персонала: содержание и технологии, формы // Развитие системы управления персоналом в современных организациях: сб. науч. ст. I междунар. научно-практич. конф. 2009. С. 214–215.
9. Новикова А. Корпоративное обучение: стратегия и тактика // Лучшие HR-решения. М.: Вершина, 2006.
10. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник. М.: Академический проект, 2008.
11. Паршина В.С. Система корпоративного обучения руководителей отрасли железнодорожного транспорта // Развитие системы управления персоналом в современных организациях: сб. науч. ст. I междунар. научно-практич. конф. 2009. С. 224–227.
12. Рогожин М.Ю. Справочник кадровика: Практич. пособие [Электронный ресурс]. 2-е изд., перер. и доп. Проспект, 2011. Режим доступа: Система «Консультант плюс». Раздел: Пресса и книги.
13. Свергун О.Ю. Анализ потребности в обучении [Электронный ресурс]: публикация. Режим доступа: http://www.ubo.ru/.
14. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
15. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ЮНИТИ, 2002.
16. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2010.
17. Управление персоналом: теория и практика: Учебник / под ред. В.Р. Веснина. М.: КНОРУС, 2009.
18. Филина Ф.Н. Всё о работе директора по кадрам: Лучшие кадровые решения [Электронный ресурс] // Гросс Медиа, 2007. Режим доступа: Система «Консультант плюс». Раздел: Пресса и книги.
19. Холкина Н. Корпоративное обучение в кризисный период [Электронный ресурс] // Управление персоналом. 2009. № 12. Режим доступа: Система «Консультант плюс». Раздел: Пресса и книги.
20. Чуланова О.Л., Квиндт О.В. Система подбора кадров управления на основе компетентностного подхода (региональный опыт) // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2012. № 3.
21. Чуракова Н.И. Корпоративное обучение персонала: мифы и реальность // Развитие системы управления персоналом в современных организациях: сб. науч. ст. I междунар. научно-практич. конф. 2009. С. 209–211.
22. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2003.
23. Юдина Е.Е. Применение технологии коучинга в управлении персоналом // Развитие системы управления персоналом в современных организациях: сб. науч. ст. I междунар. научно-практич. конф. Екатеринбург, 2009. С. 218–220.
24. HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле / О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова, А. Новикова. СПб.: Питер, 2005.
25. Schein E.H. Management Development as a Process of Influence. Executive education: process, practice and evaluation / Albert A. Vicere (ed.). Peterson’s Guides. Princeton, New Jersey. 1989. Р. 3–20.