The article presents the rules of constructive communication that you need to apply in crisis management. These rules are found a lot in common with constructive negotiating techniques. Selected types of communication interactions in a crisis. Using presented in the paper rules, it is proposed that crisis communication competence of executives necessary to successfully manage interactions in the team in today’s economy.
competence, anti-crisis communication
Умение управлять антикризисными коммуникациями представляет важную управленческую компетенцию. В настоящее время данная компетенция необходима руководителям, чтобы увеличить вероятность успешных действий в условиях различных трудных ситуаций и кризисов, которые нередки в современных организациях.
Для того чтобы деловая коммуникация могла выполнить антикризисную функцию, необходимо внимание к множеству возникающих опасных моментов, так как в условиях угрозы кризиса или развивающегося кризиса часто растет количество конфликтов, увеличивается напряженность в отношениях между участниками взаимодействий. Все это создает дополнительный риск того, что нужная цель коммуникации не будет достигнута, а необходимые в будущем деловые отношения окажутся испорченными. В первую очередь такую опасность представляет расхождение во взглядах между участниками, но только один этот фактор еще не представляет такой угрозы, как вся совокупность негативных факторов. Серьезный риск неудачной, деконструктивной коммуникации возникает тогда, когда дополнительно к расхождению во взглядах или в интересах проявляется еще ряд факторов, присущих кризисным ситуациям и усиливающимся в кризис вместе с ростом числа конфликтов.
К таким стрессовым кризисным факторам можно отнести следующие:
- достижение договоренности значимо для участников, но имеющийся конфликт интересов, а порой и открытый конфликт между ними мешает достижению этой договоренности;
- участники относятся к происходящему очень эмоционально, причем эмоции негативные.
В таких условиях появляется высокий риск того, что нужная договоренность не будет достигнута, т.е. увеличивается опасность деконструктивного завершения коммуникации, при котором проблема не будет решена, отношения будут испорчены, и это отрицательно скажется на будущем всех участников событий.
Конечно, участникам необходим конструктивный исход проблемной коммуникации - исход, сопровождающийся решением проблемы и сохранением нормальных отношений между участниками.
1. Zhernakova M.B., Rumjanceva I.A. Delovye kommunikacii: teorija i praktika [Business communication: theory and practice]. Moscow, JuRAJT Publ., 2013.
2. Rumjanceva I.A. Zakonomernosti vzaimodejstvij organizacij i razvitie delovoj sredy [Patterns of interactions between organizations and business environment]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya [Bulletin of the State University of Control]. 2012, I. 12. pp. 184–189.
3. Rumjanceva I.A. Vzaimodejstvija organizacij v uslovijah krizisa [The interaction of organizations in crisis]. Problemy teorii i praktiki upravlenija [Problems of the theory and practice of management]. 2010, I. 5. pp. 116–122.