MONITORING OF LANGUAGE TRAINING IN A TECHNICAL UNIVERSITY AS A CONDITION OF EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL PROCESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers construction characteristics of monitoring language training model in a technical university. Stages of pedagogical monitoring by the example of educational process at Foreign Languages Department at Tomsk Polytechnic University are summarized and presented in the article. Analyzing the specifi cation of a fi nal exam test for a Foreign Language course, the author notes compliance with the standards as a whole, but also reveals the technological shortcomings of the monitoring process at the Department. The article develops strategic measures and provides recommendations for the monitoring of educational achievements in language training in the framework of fi nal exams. The paper gives an example of a codifi er of a Foreign Language discipline. In our opinion, it will help align the objectives of the language learning with the objectives of the fi nal exam test. The author describes the successful conditions and eff ective principles of monitoring language training in a technical university.

Keywords:
effectiveness of monitoring of language training, educational achievements, pedagogical measurements, testing, codifier, specification
Text

В настоящее время к выпускнику технического вуза предъявляются все более высокие требования. Языковая подготовка занимает одно из ведущих мест, учитывая цели глобализации экономики и необходимости интеграции и трансфера профессиональных знаний. Предметом внимания настоящей статьи является педагогический мониторинг языковой подготовки студентов в техническом вузе.

По мнению В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой, «…предмет педагогического мониторинга претерпевает существенные изменения: акцент отслеживания состояния образования смещается в сторону его качества» [3]. В связи c этим перспективы разработки и создания полноценных технологий мониторинга привлекают внимание многих исследователей.

Планирование и организация мониторинга результатов обучения, бесспорно, определены вопросами состава и структуры методического обеспечения образовательного процесса. Совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса и контролирующих мероприятий, которые впоследствии будут реализованы на практике, создает модель системы, ее структуру и отображает элементы [4].

Организация мониторинга результатов обучения студентов бакалавриата Института кибернетики Томского политехнического университета определена рабочей программой дисциплины и учебными планами направлений подготовки. Программа языковой подготовки составлена на основе:

  • стандартов ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС;
  • примерной программы «Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов», разработанной Научно-методическим советом по иностранным языкам Минобрнауки РФ (протокол №5 от 18.06.2009) [7];
  • требований к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей (приказ ректора ТПУ от 16.11.2009 № 6508) [7];
  • положения о системе обучения иностранным языкам (приказ ректора ТПУ от 11.09.2012 № 79/од) [7];
  • общеевропейского документа по определению компетенции владения иностранным языком [8].
References

1. Blum B.S. Taksonomiya obrazovatel´nykh tseley: Sfera Poznaniya. — N´yu-York, 1956.

2. Gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart vysshego professional´nogo obrazovaniya. [Elektronnyy resurs] URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/924.

3. Danyushenkov V.S., Korshunova O.V. Monitoring kak neobkhodimoe uslovie dostizheniya obrazovatel´nykh rezul´tatov v sel´skoy shkole. Standarty i monitoring v obrazovanii. — 2014. — №. 4. — C. 8-17. DOI: 10.12737/5868.

4. Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Kontrol´ kachestva obucheniya pri attestatsii: kompetentnostnyy podkhod. — M.: Logos. Universitetskaya kniga, 2009. — 207 s.

5. Markova N.A. Iz opyta otsenivaniya rezul´tatov obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu studentov tekhnicheskogo vuza: metody interpretatsii rezul´tatov (chast´ 1). Molodoy uchenyy. — 2015. — №11. — S. 1427–1430.

6. Markova N.A. Iz opyta realizatsii printsipov lingvodidakticheskogo testirovaniya v tekhnicheskom vuze (chast´ 1). Molodoy uchenyy. — 2015. — № 11. — S. 1422–1425.

7. Obrazovatel´nye standarty natsional´nogo issledovatel´skogo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. [Elektronnyy resurs]. — URL:www.tpu.ru.

8. Obshcheevropeyskie kompetentsii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, prepodavanie, otsenka [Elektronnyy resurs]. — URL:http://www.linguanet.ru/.

9. Trebovaniya k urovnyu vladeniya inostrannym yazykom vypusknikov neyazykovykh spetsial´nostey Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. — Tomsk: TPU, 2005. — 22 s.

10. Chelyshkova M.B. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov: ucheb. posobie. — M.: Logos, 2002. — 432 s.

Login or Create
* Forgot password?