МОНИТОРИНГ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается подход к построению модели мониторинга языковой подготовки студентов технического вуза; выделяются этапы педагогического мониторинга на примере образовательного процесса, организованного кафедрой иностранных языков Института кибернетики Томского политехнического университета. Анализируя спецификацию теста итогового контроля (экзамена) дисциплины «Иностранный язык», автор отмечает в целом соответствие стандартам, однако выявляет некоторые технологические недостатки организации мониторинга. В качестве мер по решению обозначенных проблем, автором предлагаются стратегические мероприятия и рекомендации по улучшению мониторинга образовательных достижений в языковой подготовке в рамках итогового контроля. Приводится пример фрагмента кодификатора по дисциплине «Иностранный язык», который, по мнению автора, поможет привести цели обучения в соответствие целям итогового контроля. Автор описывает условия успешной реализации и принципы эффективной организации мониторинга языковой подготовки в техническом вузе.

Ключевые слова:
эффективность мониторинга языковой подготовки, учебные достижения, педагогические измерения, тестирование, кодификатор, спецификация
Текст

В настоящее время к выпускнику технического вуза предъявляются все более высокие требования. Языковая подготовка занимает одно из ведущих мест, учитывая цели глобализации экономики и необходимости интеграции и трансфера профессиональных знаний. Предметом внимания настоящей статьи является педагогический мониторинг языковой подготовки студентов в техническом вузе.

По мнению В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой, «…предмет педагогического мониторинга претерпевает существенные изменения: акцент отслеживания состояния образования смещается в сторону его качества» [3]. В связи c этим перспективы разработки и создания полноценных технологий мониторинга привлекают внимание многих исследователей.

Планирование и организация мониторинга результатов обучения, бесспорно, определены вопросами состава и структуры методического обеспечения образовательного процесса. Совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса и контролирующих мероприятий, которые впоследствии будут реализованы на практике, создает модель системы, ее структуру и отображает элементы [4].

Организация мониторинга результатов обучения студентов бакалавриата Института кибернетики Томского политехнического университета определена рабочей программой дисциплины и учебными планами направлений подготовки. Программа языковой подготовки составлена на основе:

  • стандартов ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС;
  • примерной программы «Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов», разработанной Научно-методическим советом по иностранным языкам Минобрнауки РФ (протокол №5 от 18.06.2009) [7];
  • требований к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей (приказ ректора ТПУ от 16.11.2009 № 6508) [7];
  • положения о системе обучения иностранным языкам (приказ ректора ТПУ от 11.09.2012 № 79/од) [7];
  • общеевропейского документа по определению компетенции владения иностранным языком [8].
Список литературы

1. Блум Б.С. Таксономия образовательных целей: Сфера Познания. — Нью-Йорк, 1956.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/924.

3. Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Мониторинг как необходимое условие достижения образовательных результатов в сельской школе // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2014. — №. 4. — C. 8-17. DOI: 10.12737/5868.

4. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. — М.: Логос. Университетская книга, 2009. — 207 с.

5. Маркова Н.А. Из опыта оценивания результатов обучения иноязычному общению студентов технического вуза: методы интерпретации результатов (часть 1) // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1427–1430.

6. Маркова Н.А. Из опыта реализации принципов лингводидактического тестирования в техническом вузе (часть 1) // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1422–1425.

7. Образовательные стандарты национального исследовательского Томского политехнического университета. [Электронный ресурс]. — URL:www.tpu.ru.

8. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка [Электронный ресурс]. — URL:http://www.linguanet.ru/.

9. Требования к уровню владения иностранным языком выпускников неязыковых специальностей Томского политехнического университета. — Томск: ТПУ, 2005. — 22 с.

10. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. — М.: Логос, 2002. — 432 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?