аксиология, философия воспитания, нравственная культура личности, воспитание, ценность
axiology, philosophy of education, moral culture personality, education, value
Монография канд. психол. наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ ИИДСВ РАО Яковлева С.В. «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования», автора многочисленных работ по аксиологии воспитания [2-20] написана на весьма актуальную для современной науки и значимую для современного общества тему. Действительно, сейчас особо остро стоит проблема переосмысления накопленного опыта нравственного воспитания личности на новой методологической основе – философской теории ценностей.
В своем теоретическом подходе к раскрытию темы исследования Яковлев С.В. справедливо останавливается на рассмотрении ключевых понятий аксиологии в контексте теории нравственного воспитания (система ценностей личности, ценностные основания личности), оперирует культурологическими понятиями (базовая культура личности, язык культуры), предлагает конкретные способы практического применения ценностного подхода к разработке программы нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы, к определению аксиологического потенциала содержания образования, направленного на воспитание нравственной культуры личности учащихся, выделяет ценностный контекст языка и стиля педагогического общения и определяет механизм его методического воздействия на формирующуюся систему нравственных ценностей личности [1]. Особую ценность работе придают выявленные автором закономерность онтогенетического развития системы ценностей, что обеспечивает непрерывность и преемственность развития ценностей нравственной культуры личности, определение вариативности содержания и постоянства структуры системы ценностей личности, а также научное обоснование аксиологических потенциалов возрастного развития нравственной культуры личности в системе общего образования.
Монография практикоориентированна. В рукописи представлен способ осуществления методов воспитания в языке и стиле педагогического общения, направленного на передачу воспитаннику ценностей нравственной культуры. Определены перспективы практического приложения изложенных концептуальных подходов к развитию современной педагогической науки.
Структура монографии логична, ее содержание последовательно раскрывает суть исследуемой проблемы и научные подходы к ее практическому решению. Перечисленные содержательные моменты монографии отличают ее оригинальностью авторского подхода, новизной исследовательского подхода к решению поставленной проблемы. Излагаемая концепция воспитания нравственной культуры личности учащихся общеобразовательной школы богато иллюстрирована практическими примерами воспитательной работы, которые корректно анализируются автором с позиции аксиологии.
Концепция ценностного подхода к разработке теории и практики нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы, изложенная в монографии канд. психол. наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ ИИДСВ РАО Яковлева С.В. «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования», адресована научным и практическим работникам образования, ее изучение будет полезно студентам средних специальных и высших педагогических учебных заведений, а также всем интересующимся современными проблемами педагогической науки и образовательной практики.
1. Yakovlev S.V. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya nravstvennoy kul´tury lichnosti v sisteme obshchego obrazovaniya [Tekst]: monografiya / S.V. Yakovlev. – M.: INFRA-M, 2016.
2. Yakovlev S.V. Tsennostnyy podkhod k razrabotke programmy vospitaniya nravstvennoy kul´tury uchashchikhsya obshcheobrazovatel´noy shkoly [Tekst] / S.V. Yakovlev. Znanie. – 2016. – № 2-2 (31). – S. 162–167.
3. Yakovlev S.V. Metodologicheskie predposylki aksiologicheskogo obosnovaniya obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S.V. Yakovlev. Avgustovskie pedagogicheskie chteniya – 2014 Sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchnogo e-simpoziuma, pod red. prof. I.V. Vagner.– 2014. – S. 98–109.
4. Yakovlev S.V. Interpretatsiya povedeniya vospitannika kak osnova otsenochnoy deyatel´nosti pedagoga [Tekst] / S.V. Yakovlev. Vospitanie shkol´nikov. – 2013. – № 9. – S. 28–33.
5. Yakovlev S.V. Aksiologicheskiy analiz yazyka i stilya pedagogicheskogo obshcheniya [Tekst] / S.V. Yakovlev. Nauchnoe mnenie. – 2013. – № 1. – S. 140–145.
6. Yakovlev S.V. Tsennostnye konteksty pedagogicheskogo obshcheniya [Tekst] / S.V. Yakovlev. Sovremennye issledovaniya sotsial´nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). – 2012. – № 12. – S. 67
7. Yakovlev S.V. Faktory uskoreniya i zamedleniya effekta nakopitel´nogo deystviya tsennostey kul´tury v upravlenii vospitaniem [Tekst] / S.V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2011. – № 5.– S. 41–46.
8. Yakovlev S.V. Integrativnaya funktsiya aksiologii v postroenii obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S.V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2010. – № 1. – S. 33–37.
9. Yakovlev S.V. Kontseptsii filosofii obrazovaniya v aksiologicheskom obosnovanii obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S.V. Yakovlev. Znanie. Ponimanie. Umenie. – 2010. – № 3. – S. 188–193.
10. Yakovlev S.V. Tsennostnye kriterii normirovaniya Federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta [Tekst] / S.V. Yakovlev. Izvestiya Ural´skogo federal´nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul´tury. – 2010. – T. 85. – № 6-2. –S. 100-106.
11. Yakovlev S.V. Aksiologiya kak metodologicheskaya osnova obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S.V. Yakovlev. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. – 2009. – № 1. – S. 224–233.
12. Yakovlev, S.V. Problema obobshcheniya teoriy vospitaniya v rakurse aksiologii [Tekst] / S. V. Yakovlev. Filosofiya obrazovaniya. – 2009. –№ 1. – S. 165–172.
13. Yakovlev, S.V. Effekt nakopitel´nogo deystviya tsennostey kul´tury na formiruyushcheesya mirovozzrenie lichnosti [Tekst] / S.V. Yakovlev //Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul´tury i iskusstv. – 2008. – № 1. – S. 129–132.
14. Yakovlev, S.V. Problema opredelyayushchey roli obshchechelovecheskikh tsennostey v postanovke tseley vospitaniya [Tekst] / S.V. Yakovlev //Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. – 2008. – № 11. – S. 210–220.
15. Yakovlev, S.V. Metodologicheskie podkhody k razrabotke sredstv ob´´ektivnoy diagnostiki sostoyaniya sistemy tsennostey lichnosti [Tekst] / S.V. Yakovlev. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. – 2008. – № 81. – S. 297–306.
16. Yakovlev, S.V. T´yutor kak sub´´ekt vospitaniya tsennostnykh osnovaniy lichnosti shkol´nikov [Tekst] / S.V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2008. – № 7. – S. 33–35.
17. Yakovlev, S.V. Avtoritet pedagoga i uvazhenie k nemu kak uslovie formirovaniya personal´nykh tsennostey vospitannikov [Tekst] / S.V. Yakovlev. Srednee professional´noe obrazovanie. – 2008. – № 2. – S. 8–10.
18. Yakovlev, S.V. Sistema tsennostey lichnosti [Tekst] / S.V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2007. – № 3. – S. 29–30.
19. Yakovlev, S.V. Vospitanie tsennostnykh osnovaniy lichnosti v usloviyakh kul´turnoy sredy, organizovannoy pedagogom [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2006. – № 4. – S. 25.
20. Yakovlev, S.V. Dinamicheskaya struktura personal´noy sisietmy tsennostey [Tekst] / S.V. Yakovlev. Voprosy gumanitarnykh nauk. – 2005. – № 4. – S. 218.