О РАЗРАБОТКЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Рубрики: АКСИОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен анализ монографии С.В. Яковлева «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования», обоснована актуальность и необходимость научного подхода к решению проблемам воспитания нравственной культуры учащихся с позиции их философско-аксиологического осмысления. Автор выявил в исследовании закономерность онтогенетического развития системы ценностей, что обеспечивает непрерывность и преемственность процесса воспитания нравственной ценностной составляющей культуры личности, установил вариативность содержания и постоянство структуры системы ценностей личности, а также научно обосновал аксиологический потенциал содержания общего образования, влияющего на развитие нравственной культуры личности в онтогенезе.

Ключевые слова:
The article presents an analysis of the monograph of S.V. Yakovlev "Axiological bases of education of moral culture of the person in the general education system", the urgency and the need for a scientific approach to solving the problems of education of moral culture of students in terms of their philosophical and axiological comprehension. The author has revealed in the study pattern of the ontogenetic development of the system of values that ensures continuity and continuity of the process of education of the moral value component cultural identity, set the variability of content and consistency of the system of values of personality structure, as well as scientific proof of axiological potential of general education, affecting the development of the moral personality of culture in ontogeny.
Текст

Монография канд. психол. наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ ИИДСВ РАО Яковлева С.В. «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования», автора многочисленных работ по аксиологии воспитания [2-20] написана на весьма актуальную для современной науки и значимую для современного общества тему. Действительно, сейчас особо остро стоит проблема переосмысления накопленного опыта нравственного воспитания личности на новой методологической основе – философской теории ценностей.

В своем теоретическом подходе к раскрытию темы исследования Яковлев С.В. справедливо останавливается на рассмотрении ключевых понятий аксиологии в контексте теории нравственного воспитания (система ценностей личности, ценностные основания личности), оперирует культурологическими понятиями (базовая культура личности, язык культуры), предлагает конкретные способы практического применения ценностного подхода к разработке программы нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы, к определению аксиологического потенциала содержания образования, направленного на воспитание нравственной культуры личности учащихся, выделяет ценностный контекст языка и стиля педагогического общения и определяет механизм его методического воздействия на формирующуюся систему нравственных ценностей личности [1]. Особую ценность работе придают выявленные автором закономерность онтогенетического развития системы ценностей, что обеспечивает непрерывность и преемственность развития ценностей нравственной культуры личности, определение вариативности содержания и постоянства структуры системы ценностей личности, а также научное обоснование аксиологических потенциалов возрастного развития нравственной культуры личности в системе общего образования.

Монография практикоориентированна. В рукописи представлен способ осуществления методов воспитания в языке и стиле педагогического общения, направленного на передачу воспитаннику ценностей нравственной культуры. Определены перспективы практического приложения изложенных концептуальных подходов к развитию современной педагогической науки.

Структура монографии логична, ее содержание последовательно раскрывает суть исследуемой проблемы и научные подходы к ее практическому решению. Перечисленные содержательные моменты монографии отличают ее оригинальностью авторского подхода, новизной исследовательского подхода к решению поставленной проблемы. Излагаемая концепция воспитания нравственной культуры личности учащихся общеобразовательной школы богато иллюстрирована практическими примерами воспитательной работы, которые корректно анализируются автором с позиции аксиологии.

Концепция ценностного подхода к разработке теории и практики нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы, изложенная в монографии канд. психол. наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ ИИДСВ РАО Яковлева С.В. «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования», адресована научным и практическим работникам образования, ее изучение будет полезно студентам средних специальных и высших педагогических учебных заведений, а также всем интересующимся современными проблемами педагогической науки и образовательной практики.

Список литературы

1. Яковлев С.В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования [Текст]: монография / С.В. Яковлев. – М.: ИНФРА-М, 2016.

2. Яковлев С.В. Ценностный подход к разработке программы воспитания нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы [Текст] / С.В. Яковлев // Знание. – 2016. – № 2-2 (31). – С. 162–167.

3. Яковлев С.В. Методологические предпосылки аксиологического обоснования общей теории воспитания [Текст] / С.В. Яковлев // Августовские педагогические чтения – 2014 Сборник материалов международного научного e-симпозиума, под ред. проф. И.В. Вагнер.– 2014. – С. 98–109.

4. Яковлев С.В. Интерпретация поведения воспитанника как основа оценочной деятельности педагога [Текст] / С.В. Яковлев // Воспитание школьников. – 2013. – № 9. – С. 28–33.

5. Яковлев С.В. Аксиологический анализ языка и стиля педагогического общения [Текст] / С.В. Яковлев // Научное мнение. – 2013. – № 1. – С. 140–145.

6. Яковлев С.В. Ценностные контексты педагогического общения [Текст] / С.В. Яковлев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 12. – С. 67

7. Яковлев С.В. Факторы ускорения и замедления эффекта накопительного действия ценностей культуры в управлении воспитанием [Текст] / С.В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 5.– С. 41–46.

8. Яковлев С.В. Интегративная функция аксиологии в построении общей теории воспитания [Текст] / С.В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 33–37.

9. Яковлев С.В. Концепции философии образования в аксиологическом обосновании общей теории воспитания [Текст] / С.В. Яковлев // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 3. – С. 188–193.

10. Яковлев С.В. Ценностные критерии нормирования Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С.В. Яковлев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Т. 85. – № 6-2. –С. 100-106.

11. Яковлев С.В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания [Текст] / С.В. Яковлев // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 224–233.

12. Яковлев, С.В. Проблема обобщения теорий воспитания в ракурсе аксиологии [Текст] / С. В. Яковлев // Философия образования. – 2009. –№ 1. – С. 165–172.

13. Яковлев, С.В. Эффект накопительного действия ценностей культуры на формирующееся мировоззрение личности [Текст] / С.В. Яковлев //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 1. – С. 129–132.

14. Яковлев, С.В. Проблема определяющей роли общечеловеческих ценностей в постановке целей воспитания [Текст] / С.В. Яковлев //Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 11. – С. 210–220.

15. Яковлев, С.В. Методологические подходы к разработке средств объективной диагностики состояния системы ценностей личности [Текст] / С.В. Яковлев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 81. – С. 297–306.

16. Яковлев, С.В. Тьютор как субъект воспитания ценностных оснований личности школьников [Текст] / С.В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 7. – С. 33–35.

17. Яковлев, С.В. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников [Текст] / С.В. Яковлев // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 2. – С. 8–10.

18. Яковлев, С.В. Система ценностей личности [Текст] / С.В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 3. – С. 29–30.

19. Яковлев, С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. – 2006. – № 4. – С. 25.

20. Яковлев, С.В. Динамическая структура персональной сисиетмы ценностей [Текст] / С.В. Яковлев // Вопросы гуманитарных наук. – 2005. – № 4. – С. 218.

Войти или Создать
* Забыли пароль?