Major current trends in education development are considered. Various issues of modernizing managerial education towards mass-scale involvement, internationalization and computerization are discussed. Promising models of higher educational institution functioning are analyzed. Features of innovative educational projects in the field of managerial education are outlined. Certain lines of activities, aimed at creating new educational space for the innovative higher educational institution, are proposed. The author shares the experience, gained by the State University of Management, in the field of implementing innovations.
higher education modernization, educational innovations, computer technologies, communications technologies and media technologies, mechanism of an independent appraisal, model of functioning, managerial education.
Высшее образование России переживает наиболее интенсивный период модернизации за всю историю своего существования. Пересматриваются приоритеты в определении целевых ориентиров и политики вузов, вводятся новые образовательные стандарты, меняется структура образовательных учреждений, обновляются содержание и методы обучения. Происходящие изменения определяются ключевыми трендами, задающими основные характеристики будущего высшего образования. К числу этих трендов относятся: глобализация высшего образования, повышение его доступности на фоне цифровизации образовательного контента, интернационализация, стимулирующая «войну за таланты» и конкуренцию между учебными заведениями, рост турбулентности мировой экономики и технологические обновления в промышленности, интенсивное развитие современных ИКТ-технологий (информационных и коммуникационных технологий), формирование новых моделей координации общества, трансляция ценностей и оценка заслуг [1].
Воздействие этих трендов осуществляется неравномерно и с разной интенсивностью, но в целом они стимулируют появление различных образовательных проектов нового поколения, изменение существующих моделей вузов, распространение феномена МООС (massive open online courses), получившего в России название массовых открытых онлайн курсов. Благодаря формирующейся автоматизации ряда интеллектуальных операций (2012–2030 гг.) и массовому созданию имплантируемых нейроинтерфейсов (2015–2017 гг.) открываются уникальные возможности в области управления мыслью, позволяющие говорить о предстоящей когнитивной революции в образовании.
Данные тренды затрагив ают образование в сфере управления, поскольку они непосредственно связаны с глобальными переменами в макроэкономических и политических процессах XXI в. Эти тренды приводят к различным дискуссиям и обсуждениям того, каким должно быть новое управленческое образование, реализующее идеи массовости, интернационализации и компьютеризации на фоне снижения государственного финансирования высшего образования.
1. Konanchuk D.S., Volkov A.E. Epokha «Grinfilda» v obrazovanii [The era of «Greenfi eld» in education]. Moskovskaya shkola upravleniya SKOLKOVO (SEDeC) Publ., 2013. 48 p.
2. Livanov D.V., Volkov A.E. Stavka na novoe soderzhanie [Bet on the new content]. Vedomosti [Statements]. 2012.
3. Carr, N. The Crisis in Higher Education. Technology Review. 2012.
4. EdTech Incubators Aiming to Change Education Forever. TeachThought.com.
5. Korn, M. Big MOOC Coursers Moves Closer to Academic Acceptance. Wall Street Journal, 2013.