Рассматриваются основные современные тенденции развития образования. Обсуждаются проблемы модернизации управленческого образования, реализующего идеи массовости, интернационализации и компьютеризации. Анализируются перспективные модели функционирования вуза. Предлагаются характеристики инновационных образовательных проектов в управленческом образовании. Рассматриваются направления деятельности для формирования нового образовательного пространства инновационного вуза. Предлагается опыт Государственного университета управления в сфере внедрения инноваций.
модернизация высшего образования, образовательные инновации, компьютерные, коммуникационные и медиатехнологии, механизм независимой оценки, модель функционирования, управленческое образование.
Высшее образование России переживает наиболее интенсивный период модернизации за всю историю своего существования. Пересматриваются приоритеты в определении целевых ориентиров и политики вузов, вводятся новые образовательные стандарты, меняется структура образовательных учреждений, обновляются содержание и методы обучения. Происходящие изменения определяются ключевыми трендами, задающими основные характеристики будущего высшего образования. К числу этих трендов относятся: глобализация высшего образования, повышение его доступности на фоне цифровизации образовательного контента, интернационализация, стимулирующая «войну за таланты» и конкуренцию между учебными заведениями, рост турбулентности мировой экономики и технологические обновления в промышленности, интенсивное развитие современных ИКТ-технологий (информационных и коммуникационных технологий), формирование новых моделей координации общества, трансляция ценностей и оценка заслуг [1].
Воздействие этих трендов осуществляется неравномерно и с разной интенсивностью, но в целом они стимулируют появление различных образовательных проектов нового поколения, изменение существующих моделей вузов, распространение феномена МООС (massive open online courses), получившего в России название массовых открытых онлайн курсов. Благодаря формирующейся автоматизации ряда интеллектуальных операций (2012–2030 гг.) и массовому созданию имплантируемых нейроинтерфейсов (2015–2017 гг.) открываются уникальные возможности в области управления мыслью, позволяющие говорить о предстоящей когнитивной революции в образовании.
Данные тренды затрагив ают образование в сфере управления, поскольку они непосредственно связаны с глобальными переменами в макроэкономических и политических процессах XXI в. Эти тренды приводят к различным дискуссиям и обсуждениям того, каким должно быть новое управленческое образование, реализующее идеи массовости, интернационализации и компьютеризации на фоне снижения государственного финансирования высшего образования.
1. Конанчук Д.С., Волков А.Е. Эпоха «Гринфилда» в образовании. Московская школа управления СКОЛКОВО (SEDeC), 2013, 48 с.
2. Ливанов Д.В., Волков А.Е. Ставка на новое содержание // Ведомости. 2012.
3. Carr, N. The Crisis in Higher Education // Technology Review. 2012.
4. EdTech Incubators Aiming to Change Education Forever // TeachThought.com.
5. Korn, M. Big MOOC Coursers Moves Closer to Academic Acceptance // Wall Street Journal, 2013.