The paper attempts to identify and describe issues of regional cluster policy elaboration and implementation in Russia. Yet this is unfeasible due to the lack of established understanding of cluster structure, role and value of clusters in economic and territorial administering, and of a regulatory framework for regional and inter-regional development and setting up of territorial jurisdiction boundaries as well as of support to clusters as a whole and to member organizations and enterprises on the part of state and regional authorities. Solution of the above mentioned problems has the scientific novelty and practical value.
cluster policy, economic development, infrastructure, innovation, small and medium business, public-private partnership, regulatory framework.
В ходе анализа зарубежной и российской практики встает вопрос: каким образом развивать кластеры в нашей стране, учитывая ее особенности? Вряд ли мы сможем воспроизвести в нашей стране Силиконовую долину – она возникла в специфических американских условиях. Однако методологию ее создания можно перенять. При этом следует понимать: практически любой кластер – это временное явление, он не создается на века. Кластеры появляются и исчезают в зависимости от экономической конъюнктуры. А инфраструктура их воспроизводства должна существовать постоянно для того, чтобы кластерные проекты регулярно возникали. В связи с этим крайне важно формировать центры кластерного развития по всей России. Сегодня у нас далеко не все понимают, в чем смысл и значение таких институтов. Поэтому целесообразно включать пункты по образованию кластеров в региональные планы экономического развития. Сейчас этого понятия нет во многих официальных документах и кодексах.
Рассмотрим пути развития кластеров в России.
- Первым шагом на пути формирования кластеров, в том числе и научно-промышленных, в нашей стране должна стать разработка продуманной кластерной политики и ее нормативно-правового обеспечения.
- Как показывает мировой опыт, одной из наиболее эффективных форм реализации кластерной политики является создание государственно-частных партнерств в научной сфере, нацеленное на передачу в промышленность новейших технологий и научных достижений.
Здесь следует выделить четыре обязательных составляющих:
- юридические лица, осуществляющие исследования (университеты, исследовательские организации и центры коммерциализации исследований и разработок);
- коммерческие организации (крупные предприятия и предприятия малого и среднего бизнеса) или их локальные объединения;
- региональные (местные) органы государственной власти (местные и региональные органы управления, агентства регионального развития);
- национальные органы власти.
1. Idrisov A. Strategiya razvitiya regiona [Regional development strategy]. Konsul´tant [Consultant]. 2010, no. 8, pp. 36–46.
2. Kasymov G.F. Sovershenstvovanie protsessa formirovaniya klasterov v ekonomike [Improving the process of cluster formation in the economy]. Ekonomika [Economy]. 2010, no. 1, pp. 50–57.
3. Panchenko L. Chem boleyut nashi klastery? [What sick our clusters?]. Nevskoe vremya [Neva time]. 2011, no. 6, pp. 14–19.
4. Tatarkin A.I. Klasternaya politika regiona [Cluster policy in the region]. Promyshlennaya politika v Rossiyskoy Federatsii [Industrial policy in the Russian Federation]. 2010, no. 8, pp. 50–58.