The paper considers the major problems of integrating the RF oil companies in modern international transport infrastructure of foreign oil and gas trade. Efficiency of diversification of export strategy and of modernizing export capacities strategy are assessed as exemplified by the Rosneft company.
world oil market, vertically integrated companies, export of energy products.
Исторически черноморско-средиземноморское направление развития внешнеэкономических связей страны является одним из ключевых, во многом определяя стратегию развития экономического со-трудничества нашей страны как со странами этого региона, так и с лидерами мирового экономического развития. Кроме этого, для отечественной экономики в настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема оптимизации экспорта энергоносителей на основе упорядочения его товарной структуры, а также диверсификации географических направлений экспорта [1].
Вместе с тем уровень развития транспортной инфраструктуры экспорта энергоносителей в Российской Федерации пока не соответствует международным стандартам в этой области, в связи с этим актуализируется задача модернизации транспортной инфраструктуры с позиций решения таких задач, как расширение внешнеэкономических связей страны, повышение мобильности экспортных грузопотоков, снижение рисков российских экспортеров энергоносителей. Поэтому вопросы модификации транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности играют все большую роль в стратегиях вертикально интегрированных нефтяных компаний Российской Федерации.
В условиях интеграции отечественной экономики в мировую одним из наиболее значимых факторов усиления позиций России на черноморско-средиземноморском направлении во внешнеэкономической деятельности является реализация комплекса крупномасштабных транспортно-логистических проектов как ключевого элемента активизации на рынках углеводородного сырья и нефтепродуктов.
Современный мировой рынок энергоносителей, в частности нефти, претерпевает качественную трансформацию [2], которая связана как с нестабильностью развития мировой экономики в целом, так и с рядом факторов, к ключевым из которых мы относим: постоянную волатильность мировых цен на нефть и невозможность их прогнозирования даже на малый срок; изменение геополитического климата в ряде стран – экспортеров энергетических ресурсов; ужесточение конкурентной борьбы за обладание ресурсами нефти, связанное с экономическим ростом в развивающихся странах, а также с истощением запасов этого сырья; воздействие научно-технического прогресса, выражающееся в развитии низкоуглеродной и альтернативной энергетики в развитых странах, в появлении новых технологий извлечения углеводородов.
1. Alekseeva E.A. Integratsionnye ekonomicheskie protsessy stran chernomorskogo regiona. Cand. Diss. [Integration and economic processes of the Black Sea region. Cand. Diss.]. Krasnodar, Kuban State University, 2011.
2. Braginskiy O.B. Neftegazovyy kompleks mira [Oil and gas complex in the world]. Moscow, «Neft’ i gaz» Publ. of the Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkina, 2006. 640 p.
3. Bushuev V.V. The concept of long-term development of the Russian oil industry. Materialy zasedaniya v TPP RF 15 iyunya 2010 g. [Proceedings of the meeting in the Russian Chamber of Commerce June 15, 2010]. (in Russian)
4. Bystrova A.K. Problemy transportnoy infrastruktury i ekologii v Kaspiyskom regione (dobycha i eksportnye perevozki uglevodorodov) [Problems of transport infrastructure and the environment in the Caspian region (mining and export transportation of hydrocarbons)]. Moscow, IMEMO RAN Publ., 2009. 96 p.
5. Votinov A.V. Razvitie prichal’nogo kompleksa v portu Tuapse: sovremennye inzhenerno-ekonomicheskie podkhody [Development of port complex in the port of Tuapse modern engineering and economic approaches]. Moscow, Maks-press Publ., 2011.
6. Problema chernomorskogo vektora [Black Sea vector problem]. Transneft’. 2013, no. 5.